Заброшенные дачи и усадьбы Петербурга и окрестностей

Некогда сюда на лето приезжали богатейшие семейства Петербурга, устраивали шумные приёмы, неспешно пили чай из самовара на веранде, качались на «больших шагах» в саду и беспечно проводили погожие летние деньки, очаровательные в своём ежедневном повторении. Сейчас эти дачи либо стоят заброшенными, либо их двери крепко заколочены и неприступны для любопытного взгляда. Рассказываем интересные факты из истории этих мест.


На фото Дача Романовых

1. Дача принца Ольденбургского
Деревянный особняк, украшающий собой Каменный остров, начинает свою историю с 1795 года, когда владелица участка — придворная белошвейка мадам Бильо — продаёт участок президенту Адмиралтейств-коллегии графу Ивану Григорьевичу Чернышеву, который строит здесь деревянный жилой оранжерейный флигель и позднее присоединяет к существующему участку ещё две зоны. Однако к 1830 году Чернышев неожиданно продаёт свои владения князю Долгорукову, который в период с 1831 по 1832 года строит дом и старательно отделывает интерьеры. За проект и его претворение в жизнь отвечал зодчий Смарагд Логинович Шустов, который располагает деревянный дом на высокую площадку с двумя пологими пандусами, в центре возводит зал-ротонду, окруженную живописно обставленными гостиными, а центральный зал перекрывает пологим куполом, разделённым пилястрами на два яруса и декорированный растительным орнаментом.

Как только работы по строительству дачи были закончены, участок был вновь продан — на этот раз принцу Ольденбургскому — военному и государственному деятелю, члену российского Императорского Дома, внуку Павла I и генералу от инфантерии. Он, становясь полновластным хозяином дома, приглашает архитектора Андрея Штакеншнейдера, который делает с западной и восточной сторон пристройки, сооружает витиеватую чугунную ограду и частично изменяет интерьеры.

К началу XX века дача переходит во владение сына Петра Ольденбургского — Петра, который владеет домом вплоть до 1917 года, когда увольняется по собственному желанию со службы во Временном правительстве и эмигрирует во Францию. C тех пор дача принца Ольденбургского постоянно меняет жильцов и хозяев, пока в 1928 году окончательно не изменяет свой вид, становясь обычным коммунальным жилищем, утрачивая таким образом большую часть отделки интерьеров, а к 1930 году — купол, который сгорел во время пожара. Позже он был восстановлен, однако уникальная его роспись так и осталась в воспоминанием.

Позже на даче размещалось общежитие студентов Медицинского института, после она стояла заброшенной, а в первые перестроечные годы её постепенно начали восстанавливать. Ныне дача является объектом культурного наследия.

Адрес: наб. Малой Невки, 11

2. Уткина дача
Еще в конце XVII века этими землями владел швед по фамилии Оккервиль (да, именно в честь него и назвали знаменитую речку на Правом берегу). Потом, после основания Петербурга, ими завладел глава Тайной канцелярии Ушаков.

В середине XVIII века участок перешел во владение семейства Марка Полторацкого, тогдашнего директора придворной Капеллы. Считается, что известный архитектор Львов в 1790-х годах выстроил большой усадебный дом. В XIX веке усадьба принадлежала княгине Шаховской (в замужестве Уткиной), откуда и пошло ее нынешнее название.

После Уткиной зданием завладело Императорское человеколюбивое общество, крупнейшая на тот момент благотворительная организация в России. После революции здесь была психиатрическая лечебница, потом дом вновь стал жилым, здесь разместилось несколько коммунальных квартир. К 2010 году состояние здания стало аварийным, да и жильцов коммуналок расселили по другим домам. В итоге оно сейчас фактически бесхозное и медленно разрушается. Впрочем, есть план его реконструкции, реализация которого, увы, пока не начата.

Адрес: Уткин проспект, 2

3. Дача Бертлинга
В 1908 году участок, где ныне стоит детский центр, приобретает в собственность Генрих Бертлинг, управляющий петербургским отделением знаменитой на весь Петербург фирмы «Зингер». Он существенно меняет имеющиеся деревянные постройки, кардинально преображает планировку здания, надстраивает второй этаж, озеленяет территорию вокруг дома, возводит летнюю веранду и восьмигранную башенку под шатром. К 1913 году деревянная дача приобретает свой современный облик.

В архитектурном отношении дача Бертлинга — это типичная постройка дачного Петербурга конца XIX — XX века, сделанная то ли в истинно русском стиле, то ли в подражании швейцарскому стилю жилища «шале», то ли следуя традициям «деревянного модерна».

После кончины Бертлинга его вдова продаёт дом участнику Русско-японской войны Видстедту, который владел дачей всего ничего, так как в 1917 году он безвозвратно покидает Россию, здраво полагая, что в огне революции едва ли сможет выжить.

Осенью 1917 года в опустевшем и обезлюдевшем здании расположилась управа Лесновско-Удельнинской подрайонной думы. 29 октября 1917 года здесь состоялось тайное заседание Центрального Комитета РСДРП(б) с участием Владимира Ленина, где была официально утверждена резолюция Октябрьского вооружённого восстания.

Стоит полагать, что принадлежность к такому историческому событию и спасла дом от ликвидации и вандализма. В 1921 году участок и дом на Болотной улице были переданы детскому дому и в это же время устроен Ленинский уголок, который в 1937 году дополнился мемориальной комнатой Владимира Ленина. Детский дом работал даже в суровые годы блокады. Именно здесь пережили его воспитанники тяжёлое голодное время, не щадившее ни старых, ни молодых.

В 1972 году особняк был передан в ведение Музея политической истории России и в память о событиях 1917 года организован музей Выборгской стороны. В 1998 году в бывшей даче Бертлинга создали Детский центр исторического воспитания, который функционирует по сей день.

Адрес: Болотная ул., 13

4. Дача Бенуа
Когда-то давно между двумя дворцовыми ансамблями находилась деревенька Бобыльская. После реформы 1861 года, когда крестьяне были освобождены от крепостного права, эти земли подверглись разделу, а большую их часть заполучил некий Богдан Федорович Небо. Тот устроил здесь имение, назвал его Елизаветино, разбил на участки и стал их распродавать.

Несколько участков купила всемирно известная семья Бенуа. По проекту Леонтия Николаевича Бенуа в 1892 году здесь были построены три дачных дома в стиле модерн — для самого Лаврения Николаевича, для его зятя А. Мейснера и для его брата Михаила Николаевича Бенуа, морского офицера.

К сожалению, первые две постройки сгорели в 1919 году, а дача Михаила Николаевича чудесным образом уцелела.

До Великой Отечественной войны дача Бенуа и соседние постройки принадлежали санаторию Союза работников просвещения. Затем там располагался дом отдыха ЛГУ имени А. С. Пушкина. Сейчас дача принадлежит СПбГУ.

Адрес: Петергоф — ул. Приморская, 8/4

5. Дача Вырубовой
Анна Танеева-Вырубова была одной из самых противоречивых личностей при последнем царском дворе. Ставшая фрейлиной императрицы Александры Федоровны, в скором времени она сошлась на духовном поприще с Григорием Распутиным. Именно она стала основным связующим звеном между старцем и царской фамилией. Впоследствии многие ее будут обвинять в том, что она потакала Распутину, что таким образом способствовала разрушению не только царской семьи, но и самой Российской империи.

В 1915 году Вырубова попала в железнодорожную катастрофу, в результате которой осталась инвалидом и передвигалась то с палочкой, то на инвалидной коляске. Тогда же она организовала в Царском селе военный госпиталь.

После революции Вырубова бежала из России в Финляндию по льду залива. Здесь, в Терийоках, у нее еще была небольшая деревянная дача. Кто ее построил — неизвестно. Но здание это — один из красивейших образцов русского деревянного модерна. Теперь здесь частные владения, гостиница. А тогда эмигрировавшая в Финляндию Вырубова прожила на этой даче еще четыре года, с 1921 по 1925, пока местное начальство не выселило ее в Выборг.

Умерла Вырубова в 1964 году, после трех десятков лет бедности и скитаний.

Адрес: Приморское шоссе, 448

6. Дача Салтыковой
Земля между Черной Речкой и Большой Невкой принадлежала графам Строгановым. В XIX веке Павел Строганов разделил ее между двумя дочерьми. Аглаида, в замужестве Голицына, получила участок у самой реки. Там впоследствии разместился популярный среди модной публики начала XX века ресторан «Вилла Родэ», которому посвящал свои стихи Блок и в котором любил бывать Распутин. В 1950-е годы здание сгорело.

Вторая часть территории досталась Елизавете Строгановой, в замужестве Салтыковой. В 1840 — 1847 годах для нее была выстроена каменная дача в неоромантическом стиле. Предположительно интерьеры выполнил знаменитый архитектор Боссе, а здание построено по проекту архитектора Садовникова. Известно, что проект дома несколько раз переделывался, в итоге стоимость дачи возросла в два раза.

Прославилась дача Салтыковой в конце 1970-х годов. До того, как по соседству с ней была построена станция метро «Черная Речка», тут был полузаброшенный парк, а в самом здании находился профилакторий. Именно тут снималась одна из сцен в «Кровавой надписи», второй серии первой части советского сериала о Шерлоке Холмсе. Именно здесь Хоуп (его играл Караченцев), одержимый местью, убивает Дреббера.

После постройки метро здание пустовало до начала 1990-х годов. Потом его арендовала (а в нулевые выкупила) и отреставрировала «Бурда моден».

Адрес: улица Академика Крылова, 4

7. Дача Брюллова
В этом доме жил архитектор Александр Брюллов, брат известного живописца Карла Брюллова. Дача его выглядит очень необычно: с одной стороны, это традиционная русская изба, с другой — настоящая средневековая башня. На самом верху этой каменной башни есть смотровая площадка, вход на которую был оформлен в виде купола обсерватории.

Эта обсерватория появилась неслучайно: Брюллов был архитектором известной Пулковской обсерватории, сам увлекался астрономией. Свой дом он возвел предположительно в тридцатых годах XIX века. Строить дачи в Павловске в ту пору было крайне популярно — красивые места, благоприятные условия.

Сама дача была двухэтажной, с башней соединялась флигелем, и, надо признать, выглядела несколько непривычной для русского глаза. Дом имел вид небогатой итальянской загородной усадьбы. Поговаривают, что, увидев проект постройки, великий князь Михаил Павлович, владевший в те годы Павловском, сказал Брюллову: «Архитектор! Мог бы и получше». Правда или нет, но доподлинно известно, что жизнь в этом доме была веселой, шумной, а Брюллов был выдумщиком и затейником. На его даче справлялись пышные застолья, и гости часто отправлялись в обсерваторию смотреть на звезды.

Ныне в здании располагается элитная школа имени российского дипломата А. М. Горчакова. Ее открыл в 1999 году предприниматель и меценат Гутцайт, отреставрировав дачу на свои средства. Обсерватория действует по сей день и используется для уроков естествознания и астрономии. Тут есть несколько телескопов и хорошая библиотека.

Адрес: г. Павловск, Елизаветинская ул., 2

8. Дача Гаусвальд
Построенная в 1898 году на Каменном острове по проекту Владимира Чагина и Василия Шене для жены булочного мастера Евгении Гаусвальд, эта дача является одним из первых образцов деревянного модерна не только в Петербурге, но и в мире вообще: башенки, округлые формы.

Здание своим фасадом немного напоминает швейцарские шале. Нездешняя внешность сделала в советское время Дачу Гаусвальд меккой для съемочных групп. Тут, в частности, снимали сцену с домом Ирен Адлер в «Шерлоке Холмсе». Сейчас дом находится в крайне неудовлетворительном состоянии: его изнутри ест грибок, в комнатах царят запустение и разруха.

Адрес: 2-я Березовая аллея, 32

9. Дача Громова
Деревянная двухэтажная усадьба постройки 1850 года расположилась посреди Лопухинского сада в Петроградском районе. В былые времена сад и особняк выглядели гораздо богаче. В саду работали фонтаны, набережная заканчивалась пароходной пристанью, в огромной оранжерее цвели экзотические растения, гостеприимные хозяева дачи частенько принимали городскую богему на пышных пирушках.

К сожалению, все это было давно. С некоторых времен здание, выполненное в стиле ранней эклектики, заброшено, но достаточно неплохо сохранилось. Пустующая купеческая дача даже сегодня не до конца растратила былой шарм. Здесь отлично сохранились лепнина, огромный камин и другие элементы декора. Однако все это стыдливо прикрыто советскими обоями в цветочек: эстетика коммунизма не терпела никакой роскоши. Осмотрев комнаты двухэтажной дачи, отправляйтесь прямиком в подвал — вот там и начнутся настоящие приключения.

Самой удивительной частью особняка на сегодняшний день является нижний ярус помещения. Кирпичные стены особняка за долгие годы запустения начали обрастать фактурными сталактитами.

Сегодня дача находится на ремонте, который, стоит надеяться, сможет возродить былой блеск этой живописной постройки.

Адрес: ул. Академика Павлова, 13

10. Дача Романовых
Строительство резиденции в Петергофе началось в 1727 году, но только после реконструкции по проекту Штакеншнейдера в 1850 году здание обрело достойный облик.

«Собственная Дача» исполнена в стиле барокко, о интерьерах дворца сегодня можно судить лишь глядя на акварели середины 19 века. Здание достаточно хорошо сохранилась, вот только скульптуры львов, что украшают вход, очень сильно повреждены.

На сегодняшний день здание является объектом культурного наследия, в ближайшее время здесь проведут реставрационные работы и превратят дачу в Дворец бракосочетаний.

Адрес: Петергоф, Ораниенбаумское шоссе, 21

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.