Сложностей в организации данного события было много: переустройство уличного покрытия, реконструкция ряда мостов. Для бесперебойного снабжения электричеством построили Центральную электрическую станцию, провели километры подземного кабеля, смонтировали сети воздушных проводов.
Заказ состава выполнялся английской фирмой Bruch, которая построила первые 190 моторных вагонов. Вагоны имели площадки вдоль стен, скамеечки, вмещающие по 20 человек с обеих сторон. Вагоны внутри делились на 2 неравные части.
Позднее еще 235 вагонов были построены на отечественных заводах, 50 из них – на Путиловском.
Первая линия трамвая проходила от Александровского сада до Николаевской набережной на Васильевском острове. В октябре-декабре 1907 года трамваи пустили по Садовой улице и Невскому проспекту. К 1909 году в городе действовало 13 маршрутов. В 1913 году началось строительство второй очереди трамвая, была проложена пригородная линия на Ораниенбаум. Грузовые трамвайные перевозки начались в 1914 году.
Для отличия трамвайных маршрутов в темное время суток на вагоне укреплялись специальные фонари с определенными для каждого маршрута цветами огней. Так, до 1980-х годов сохранились маршрут и два красных фонаря трамвая номер 5.
С возникновением общественного транспорта появилась новая профессия – кондуктор. Известный писатель Л. В. Успенский вспоминал: «Малюсенький фонарик с рефлектором имелся на груди у кондуктора (никаких кондукторш не было), — без него он не мог разобраться в билетах, а они были разных сортов: за пятак – вовнутрь, за три копейки – на верхотуру. Были ещё и «пересадочные», на копейку дороже: взяв такой билет, вы могли доехать до пересечения двух линий и пересесть бесплатно в вагон другого маршрута».
Кондуктор не только собирал плату за проезд, но и следил за порядком: брал штраф за поломку в вагонах и в случае происшествий мог позвать на помощь полицию.