В этот день, 4 октября 1991 года, 24 года назад Троицкому мосту возвращено его первоначальное историческое название.
Считается, что в Троицком мосту есть какая-то тайна, какое-то свое особенное притяжение.
Ранним утром 29 мая 1903 года, в дни празднования 200-летия Петербурга, происхозошло торжественное открытие одного из самых красивых мостов города. И вот в честь открытия императору преподносят удивительный подарок—электрический звонок! Звонок был связан с разводным устройством. Нажатием кнопки император запустил подъёмное устройство одного из самых красивых мостов Петербурга.
История моста началась, когда в городе отмечали 100-летие города. Именно в 1803 году между левым берегом Невы и Петроградской, тогда Петербургской, стороной появился первый наплавной (плашкоутный) мост. Располагался мост тогда несколько выше по течению, напротив Летнего сада. На Петербургской стороне съезд с моста был рядом с Троицкой площадью. ндру Васильевичу Суворову, мост стали официально называть Суворовским. Удивительно, что название не прижилось, и вскоре мост стал называться Троицким.
К 1824 году этот мост пришёл в негодность, начали строить новый, теперь уже между Суворовской площадью перед Марсовым полем и Троицкой площадью.
Сооружение и отделку моста завершили к 1827 году. Это был самый длинный плашкоутный мост (более 500 м) в Петербурге.
С появлением этого моста украсили и Дворцовую набережную. Здесь появились новая ограда и фонари. Сейчас эти фонари установлены на Троицкой площади у Кронверкской набережной.
Но в 80-е годы XIX века назрела необходимость заменить старый мост. Кстати, чугунные детали старого наплавного моста можно увидеть и сегодня: четыре обелиска и восемь фонарных столбов поставили у Кронверкского пролива перед входом на Иоанновский мост.
После объявления о замене старого моста возникло множество вариантов организации новой переправы. Самой оригинальной был подводный — считалось, что дешевле будет прорыть тоннель под Невой. В апреле 1892 года был объявлен международный конкурс на проект нового моста. К осени на конкурс поступило 16 проектов и ещё два вне конкурса. Пять работ предоставили российские инженеры, шесть — французские. Первое место получил Александр Постав Эйфель, автор знаменитой башни в Париже, которая была построена за два года до того.
Вполне вероятно, что в Санкт-Петербурге мог появиться Эйфелев мост, по аналогу с Эйфелевой башней в Париже. Однако всё решили деньги. Французская фирма«Батиньоль» предложила проект, который оказался не только более изящным, но и более экономичным.
Консольно-арочная система моста фирмы «Батиньоль» позволяла умень-шить массу речных устоев (быков), облегчить металлическую конструкцию. Мост решили строить из отечественных материалов русскими рабочими под контролем петербургских инженеров и архитекторов. В июне 1897 года Николай II утвердил общий вид моста.
Строительство было завершено к маю 1903 года, когда в городе проходили торжества, посвященные 200-летию основания Санкт-Петербурга.
Конструкция моста состояла из постоянной пятипролётной части, двух-рукавного разводного пролёта у левого берега и земляной дамбы — у правого. Ажурные металлические конструкции пятипролётной части моста внешне напоминают пологие арки. Но в действительности они представляют собой сочетание двух других типов конструкций — консольно-арочных и консольно-балочных ферм. Левобережный разводной пролёт был решён в виде двухконсольной уравновешенной фермы, вращающейся вокруг вертикальной оси, находящейся на первом от левого берега цилиндрическом быке.
Гранитный ледорез с фонарём был установлен по оси опоры разводного пролёта и служил маяком-ориентиром проходившим судам.
Конечно, своеобразие мосту придало и убранство. Архитектурная отделка моста была осуществлена в стиле модерн. Привлекали внимание и подчёркивающие въезд на мост со стороны Марсова поля две ростральные колонны-обелиски, установленные с боков тротуаров. Каждый из них состоит из гранитного пьедестала, украшенного медными картушами с надписями из накладных букв, и четырёхгранного пирамидального обелиска, украшенного у основания с четырёх сторон рострами, поддерживающими арматуру с круглыми светильниками. Завершали обелиски, как и когда-то, светильники наплавного Троицкого моста, фигуры двуглавых орлов с распростёртыми крыльями.
В дни празднования юбилея Санкт-Петербурга вместе с Троицким мостом была открыта новая гранитная набережная между Петропавловской крепостью и Большой Невкой. В газетах новую переправу называли «французской, или парижской красавицей». Кроме моста, была построена трёхпролётная каменная аркада, съезд на правом берегу Невы и гранитные набережные, соединившие три моста — Иоанновский , Троицкий и Сам пеон иевский — общей протяжённостью около 1100 метров, с лестницами, спусками к воде и пристанями для лодок и судов.
Оставшиеся после строительства гранитные плиты и другие строительные материалы фирма «Батиньоль» пожертвовала для сооружения католического костёла в Ковенском переулке. Поэтому этот костёл, ставший достопримечательностью района, называют французским.
После революции 1917 года Троицкий мост переименовали в мост Равенства.
А в декабре 1934 года он стал называться Кировским.
На верхушки ростральных колонн-обелисков вместо двуглавых орлов установили пятиконечные звёзды. В 1950-х годах с обелисков сняли оригинальные памятные доски с текстами о закладке и открытии моста, с именами его авторов и строителей. Вместо них поставили новые, на которых отобразили переименование моста в память о верном ленинце СМ. Кирове (Кострикове).
В 1967 году двукрылый разводной пролёт заменили новым однокрылым. Если ранее он раскрывался в горизонтальной плоскости, то теперь он стал подъёмным.
В 1991 году мосту было возвращено историческое название — Троицкий. В 1994 году на ростральные колонны-обелиски были возвращены оригинальные доски.
Среди петербуржцев живёт поверие, будто притягательность моста заключена в том, что по оси моста проходит линия Пулковского меридиана — исходного для всех географических карт России. Считается, что Пулковский меридиан обладает особой энергетикой. Ведь именно на Пулковском меридиане находится заложенный Александром Македонским город Александрия.