Не так давно Петербург можно было без угрызения совести назвать трамвайной столицей мира, ведь именно в нашем городе располагалась крупнейшая трамвайная сеть. Со временем пальму первенства забрал Мельбурн, однако в городе все равно осталось множество интересных маршрутов.
Маршрут №36
Как ни странно, но в городе на сегодняшний день ходит всего лишь один трамвай, маршрут которого протянулся до пригорода — речь идет о трамвайном маршруте №36. Каждый петербуржец может сесть на борт трамвая на остановке в районе Оборонной улицы и, минуя множество остановок, сойти в самой Стрельне, а там уже и до русского Версаля не далеко. В свое время этот маршрут соединял завод имени Ломоносова с Петергофской площадью, а затем, уже в 2006 году, маршрут 36-го претерпел изменения и обрел вид, который знаком петербуржцам по сегодняшний день. К слову, маршрут №36 пролегает по 66-километровой Ораниенбургской электролинии, считающейся по сути первой в городе линией пригородных поездов.
Маршруты №5 и 6
В блокадном Ленинграде существовала крылатая фраза — «Поголодаю, поголодаю — и на кладбище» — такой блокадный юмор родился благодаря маршрутам №5 и 6, которые следуют с острова Голодай на Волковское и Красненькое кладбища. Кстати, если вы не знаете, где искать остров Голодай в Петербурге, то это потому, что остров в дельте Невы на территории Василеостровского района сегодня принято называть островом Декабристов. Хотя с 1775 года он носил имя Галладай, а в дальнейшем и вплоть до 1926 года именовался Голодай.
Маршрут №77
Не смотря на то, что 36-ой маршрут курсирует из города в пригород, самым длинным трамвайным маршрутом считается все-таки 77-ой. Трамвай, следующий с остановки на проспекте Солидарности аж до кольца на улице Коммуны, пробегает 23 километра. При этом на пути 77-ого лежат целых два моста — Володарский и мост Александра Невского. Так что пассажиры вполне могут дочитать любимую книжку или вдоволь насладиться любимыми музыкальными композициями в плеере.
Ретро-маршрут
В конце апреля 2014 года Музей электрического транспорта запустил ряд интереснейших экскурсий, в рамках которых горожане и гости города могли прокатиться на борту ретро-трамваев 1930-х годов, заплатив всего 130 рублей. При этом детей до 1 метра ростом катали совершенно бесплатно. Поезда начинали путь от остановки у музея на Среднем проспекте, 77. Следовали со всеми возможными остановками до площади Тургенева, откуда в обратном направлении отправлялся первый рейс. С 1-го ноября ретро-трамвайчики отправили отдыхать до следующего сезона. Однако они обязательно вернутся, чтобы радовать горожан и гостей города.
Маршрут №100
До появления скоростного легкорельса петербуржцам придется подождать еще достаточно долго. Однако прокатиться по рельсам с ветерком горожане могли с 2007 по 2009 год на борту трамвая №100. Дело в том, что к столетию открытия сухопутного электрического трамвая нулевых 57-ой маршрут переименовали в 100-ый, поставив на рельсы первый скоростной трамвай и организовав для него «зелёную волну». К слову, последняя фактически не работала. В 2009 году маршрут снова ожидали реформы — его продлили до станции «Ручьи» и сделали обыкновенным. Таким образом, сейчас 100-ый проходит около 9,5 километров не так быстро. Однако каждый его пассажир вспоминает, что когда-то эти поезда ходили по первому в городе скоростному маршруту.
Маршрут №3
Поговорив о скоростных, длинных и исторических маршрутах, стоит вспомнить и о достаточно странном — о самом коротком в городе 3-ем маршруте. Ходит он от площади Репина до Сенной — таким образом, получается, что протяженность его пути составляет всего лишь 2,5 километра. На своем пути он очень быстро минует семь остановок — все-таки ходят по рельсам новенькие поезда, способные развивать скорость до 80 км/ч. Кстати, несмотря на это «тройка» считается историческим маршрутом — впервые поезда начали ходить в 1907 году от Балтийского вокзала до Новой Деревни. Но со временем маршрут укорачивали. Дошло до того, что его пришлось упразднить. А в 2013 году тройку вернули горожанам, но с самым коротким маршрутом в городе.