В этот день: Спущены на воду первые советские торговые суда

25 октября 1925 года на Балтийском заводе были спущены на воду первые советские торговые суда — лесовозы «Григорий Зиновьев» и «Товарищ Сталин».

После Гражданской воны морской флот РСФСР находился в невероятно печальном положении. В его составе сохранилось меньше 13% довоенных судов, и возраст большинства из них перевалил за два десятка лет. Новые суда требовались настолько остр, что уже в ноябре 1924 года Совет Труда и Обороны выдал Судотресту задания на постройку четырех лесовозов, двух рефрижераторов и одного нефтевоза.

Первые четыре лесовоза были заложены на «Балтийском заводе» 24 января 1925 года. Журнал «Торговый флот» назвал тот день «величайшим днем в истории строительства хозяйственной мощи первой в мире республики рабочих и крестьян«. Так родилось советское морское судостроение…

Именно лесовозы строились не случайно — основной статьей дохода молодого государства был именно лес. Проект был разработан конструкторами Балтийского завода, они же составили чертежи первой серии судов. Требования заказчика были сформулированы предельно лаконично: «Перевозка леса на линии Архангельск — Лондон«.

Одним из важнейших требований к судам были экономичность. Может показаться странным, почему при таком условии конструктора сделали выбор в пользу паровой машины, а не более выгодного в использовании дизеля. Но обусловлено это было вполне практичными причинами:
Во первых, в Архангельске не было не только нефтяного топлива, но даже нефтехранилищ. А во вторых — выгрузив груз в Лондоне пароход не мог идти назад порожняком, нужен был балласт или небольшое количество (до 25%) груза. Поэтому вполне логично было набить трюмы дешевым английским углем.

Конструкторы балтийского завода решили, что новые лесовозы должны делать по 5 полных рейсов в год. Поэтому скорость кораблей оказалась равной 8 узлам, а расход угля 9,5 тонн в сутки. Резервное время решили «выгадать» за счет уменьшение времени простоя в портах. Поэтому все погрузочные механизмы реализовали на электроприводе.

Но поскольку судно должно располагать еще и резервом времени, то его решили обеспечить не за счет повышения скорости, а за счет сокращения простоев в портах. С этой целью все погрузочные механизмы лесовоза были переведены на электропривод, в котором сочетается быстродействие с удобством обслуживания. Грузоподъемность судов была 3100 тонн груза или 1050 стандартов леса. Именно по такому стандарту осуществлялось в те годы большинство сделок на мировом рынке.

День закладки первых лесовозов превратился в настоящий праздник для судостроителей. Был устроен торжественный митинг, на котором выступили видные партийные деятели, рабочие завода и представители заказчика — Совторгфлота. Тогдашний нарком внешней торговли СССР Красин (кстати, его имя получил один из лесовозов) сказал большую речь. Так же в память об этом событии был даже выпущен памятный значок, ставший настоящей реликвией.

Несмотря на перебои в снабжении и полном отсутствии опыта в сооружении торговых судов два первых лесовоза спустили на воду 25 октября 1925 года, в этот самый день!

А судьба первых двух пароходов была такова:
«Товарищ Сталин» был поврежден льдами, в 1941 году переоборудован в несамоходное нефтехранилище и списан в 1954 году.

«Григорий Зиновьев» в последствии был переименован в «Красный партизан» — он погиб (предположительно потоплен немецкой подлодкой) 15 января 1943 года у о. Медвежий.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *