16 апреля экскурсии на закрытые объекты культурного наследия

В эту субботу в рамках празднования Международного дня охраны памятников и исторических мест Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников организует День открытых дверей на объектах культурного наследия, которые в обычные дни недоступны для свободного посещения или только были открыты после реставрации. Запись на экскурсии производится с 13 по 15 апреля по адресу: Захарьевская ул, д. 14 и по телефонам: 273-52-22; 273-30-50; 8(981)711-86-90. Подробности о записи на экскурсии, а также список объектов, которые можно будет посетить, на сайте Комитета:

Дом А.А. Половцова

Большая Морская ул., 52; наб. р. Мойки, 97

Участок, на котором стоит здание, на протяжении XVIII – первой трети XIX века много раз менял своих владельцев. В 1832 году его купил князь С.С. Гагарин, который пригласил для перестройки существовавшего тогда особняка архитектора А.Х. Пеля, помогавшего О. Монферану в постройке Исаакиевского собора. В результате реконструкции фасад, решенный в стиле позднего классицизма, приобрел современный вид.

В 1861 году дом купил банкир А.Л. Штиглиц в качестве приданого для своей приемной дочери Н.М. Юниной ко дню ее свадьбы с А.А. Половцовым. Руководство работами по реконструкции здания было поручено академику Н.Ф. Брюллову, проработавшему в доме Половцова без малого четверть века. Над интерьерами работали также Г.А. Боссе, Л.Х. Маршнер и с 1885 года М.Е. Месмахер. Благодаря их усилиям в особняке были созданы великолепные парадные залы.

В 1890 году в дом посетил император Александр III, который был посаженным отцом на свадьбе А.А. Половцова-младшего.

В 1910 году хозяйкой здания стала А.А. Оболенская (родная сестра А.А. Половцова-младшего).

В 1920-х годах в особняке Половцова открылась школа профдвижения, позже преобразованная в Высшую профессиональную школу культуры. С 1934 года в особняке Половцова размещается Санкт-Петербургское отделение Союза архитекторов России.

В послевоенные годы на верхней площадке парадной лестницы была установлена мраморная доска в память об архитекторах, погибших в 1941–1945 годах.

В 2006-2014 годах выполнен полный комплекс работ по реставрации здания.

Дом Елисеевых

Биржевая линия В. О., д. 14

Участок дома в начале 1860-х гг. приобрел купец Г.П. Елисеев. Арх. Н.П. Гребенка построил для него 1861-1862 гг. ныне существующий четырехэтажный дом, решенный в формах ранней эклектики. Нижний этаж раскрыт витринами: его занимали магазин и контора торгового дома «Братья Елисеевы».

В 1892 г. дом унаследовал Г.Г. Елисеев (младший сын Г.П. Елисеева), по заказу которого арх. Г.В. Барановский перестроил парадную лестницу, получившую эффектную объемно-пространственную композицию, и перепланировал бельэтаж.

Интерьеры квартиры владельца получили роскошное оформление в формах поздней эклектики. В отделке использовано все богатство художественных приемов и материалов: живописные плафоны и фризы, керамические панно, мозаика, позолота, зеркала, деревянная обшивка стен и потолков, насыщенный лепной декор.

В настоящее время здание принадлежит Санкт-Петербургскому государственному университету информационных технологий, механики и оптики.

Академия танца Бориса Эйфмана

ул. Большая Пушкарская, 14

Комплекс включает в себя приспособленные для современного использования два здания рубежа XIX–ХХ веков: бывший кинематограф «Ассамблея» (1913, арх. Ф.А. Корзухин), особняк М.Ф. Штейнман – Ю.К. Добберт (1896, арх. А. Я. Рейнберг – перестройка) и новые постройки.

Промежуток между жилым и учебным корпусами решен в виде остекленного атриума, где рекреации чередуются с 12-ю балетными залами. Атриум прорезан двумя открытыми дворами и снабжен системой лестниц и переходов для связи всех помещений комплекса воедино. Через полупрозрачное стекло танцевальные залы заполняются естественным рассеянным светом.

В противовес «воздушным» интерьерам, внешний периметр комплекса решен в традиционных материалах (кирпич, штукатурка). Фасад бывшей «Ассамблеи» отреставрирован в соответствии с авторским замыслом 1911 года. К его главному украшению – входной нише-экседре – добавлено название учебного заведения и барельеф из кирпичной кладки с QR-кодом, в котором зашифрованы высказывания об искусстве танца.

Деревянный особняк по Б. Пушкарской, 14-а после реставрации вместит медиатеку и музей Академии.

Эта работа архитектурной мастерской «Студия 44» получила Премию Татлина и звание проекта года на фестивале «Зодчество-2011», названа лучшей постройкой на «Архитектоне-2014». Авторы удостоены премии Правительства Петербурга.

Особняк Кочубея

г. Пушкин, ул. Радищева, д. 4

Особняк принадлежал действительному статскому советнику, главному церемониймейстеру императорского двора Василию Петровичу Кочубею (1860-1940).

В 1911 г. началось возведение каменного на высоком подвале здания. Работы велись по проекту арх. А.И. Таманова (Таманяна). Интерьеры оформлялись арх. В.И. Яковлевым, Н.Е. Лансере и В.И. Романовым. Осенью 1913 г. семья Кочубеев переехала в новый дом.

Это был настоящий дворец в миниатюре — с парадным подъездом в виде шестиколонного портика дорического ордера, великолепными фасадами в монументальных формах неоклассицизма. Внутреннее убранство было разнообразным и поражало роскошью.

Образцами для классицистических форм Парадного вестибюля и Белого зала послужили Павловский и Александровский дворцы. Большая гостиная была богато убрана в стиле регенства. Для Кабинета Таманян избрал стиль, который обозначил как «Ренессанс, скорее – ранний». Его оформление должно было говорить о древности рода Кочубеев.

Достопримечательностью здания были многочисленные предметы искусства из коллекций В.П. Кочубея: картины, мебель, скульптура, рукописи, старинные книги.

В начале 1950-х годов особняк приспособили для дома отдыха Ленинградского обкома КПСС. В настоящее время здесь размещается Учебный центр подготовки руководителей Академии дополнительного профессионального образования.

Комплекс «Верхние теплицы» в Царском Селе

г. Пушкин, Александровский парк, 25

Теплицы «Верхнего сада» в пейзажной части Александровского парка –единственные парковые теплицы, по сей день существующие на том месте, которое они занимали в начале XVIII века, но изменившие свой облик в результате перестроек начала XIX века.

Планировка комплекса напоминает французские фруктовые сады эпохи Людовика XIV.

Комплекс включает в себя старинные полутороскатные теплицы и участок оранжерейного сада. Это один из самых малоизученных с точки зрения ландшафтной организации район парка.

Сохранившиеся исторические планы и описания позволяют нам представить, каким великолепием когда-то блистал этот комплекс, имевший статус императорского.
Вокруг теплиц располагались огороды, высаживались растущие в открытом грунте плодовые деревья и кустарники. Известный российский садовод и дендролог Арнольд Регель в своем труде «Изящное садоводство и Художественные сады», изданном в 1896 году, отмечал, что Царскосельские Верхние теплицы славятся не менее Виндзорских.

Действительно, Верхние теплицы круглый год выращивали землянику, вишни, персики, черешню, цитрусовые, виноград, ананасы, снабжая фруктами и ягодами императорский двор.

Верхние теплицы и сейчас используются по назначению: там выращиваются цветы и зимуют теплолюбивые растения, которые украшают царскосельские парки с весны до осени.

Музей прикладного искусства Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица

Соляной переулок, 15

Центральное училище технического рисования было создано в январе 1876 года на средства крупного промышленника и мецената А.Л. Штиглица. На пост его директора был приглашен известный петербургский зодчий М.Е. Месмахер. Училище готовило художников декоративно-прикладного искусства для промышленности, а также учителей рисования и черчения для средних художественно-промышленных школ.

Здание Академии возведено в стиле неоренессанс по проекту архитекторов Р.А. Гедике и А.И. Кракау в 1878-1881 гг.

15 мая 1878 года был учрежден музей училища, для которого в 1885 году по проекту М.Е. Месмахера начинается строительство специального здания. 30 апреля 1896 года в присутствии императорской семьи состоялось торжественное открытие здания музея – одного из самых совершенных памятников архитектуры периода историзма. Архитектор, творчески переосмыслив композиционные приемы и декоративные элементы знаменитых произведений архитектуры XVI века, создал некий обобщенный образ итальянской архитектуры эпохи Возрождения. В художественном убранстве залов музея нашли отражение почти все исторические эпохи и стили: античность, византийское и романское искусство, готика, эпоха Ренессанса, барокко.

Газгольдеры Главного газового завода «Общества столичного освещения»

Набережная Обводного канала, 74

Газовое освещение улиц Петербурга начало активно развиваться в 1820-е годы. К 1839 году было сооружено около двухсот газовых фонарей для освещения Дворцовой площади, Невского проспекта (до Фонтанки) и близлежащих улиц, в которых фонарщики каждый вечер зажигали огонь. Фонари были соединены подземным газопроводом, а сам газ хранился в газгольдерных башнях – огромных кирпичных полых сооружениях. Газгольдер не только должен накапливать газ, но и подавать его в трубопровод под постоянным давлением.

В 1858-1862 годах по заказу «Общества столичного освещения» были построены два газгольдера Главного газового завода, который находился на наб. Обводного канала, 74. Автор проекта – крупный петербургский архитектор и инженер Р.Б. Бернгард, при участии О. Г. фон Гиппиуса. Еще два газгольдера появились в 1884 году по проекту Р.Б. Бернгарда при участии его сына, В.Р. Бернгарда. Наибольший интерес из них представляет круглый газгольдер диаметром 42 метра и высотой 20 метров. Сверху его перекрывает плоский купол системы Шведлера с радиальными металлическими фермами, связанными стальными прутьями.

В конце XIX века на смену газу пришло электричество и к 1910 году газгольдеры утратили свою роль.

Комплекс завода – один из выдающихся памятников промышленной архитектуры Петербурга второй половины XIX века. Большой газгольдер является памятником федерального значения.

Здание Русского географического общества

пер. Гривцова, 10

Императорское русское географическое общество было основано по Высочайшему повелению еще в августе 1845 года, однако до начала XX века не имело собственного здания. До 1862 года его члены собирались в доме Пущина на набережной Мойки, у Певчевского моста, затем Обществу (Высочайшим повелением) была отведена в безвозмездное пользование квартира в доме 6-й гимназии на Фонтанке у Чернышова моста (ныне площадь Ломоносова). В 1901 году от Министерства внутренних дел было получено разрешение на возведение собственного здания. Строительство предполагалось на участке, ранее принадлежавшему Гимназии Императора Александра I, на углу Казанского и Демидова (Гривцова) переулка.

Из-за недостатка средств строительство началось только в 1907 г. Автором проекта был Г.В. Барановский, возможно, по протекции братьев Елисеевых, которые финансово поддерживали деятельность Географического общества и тесно сотрудничали с Барановским. Две самые известные постройки архитектора – Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы» на Невском проспекте и московский Елисеевский магазин на Тверской.

В здании были предусмотрены: большой зал на 500 человек – для торжественных заседаний, библиотека, книжный склад, два малых зала для обычных заседаний отделений и комиссий, зал Совета, кабинет секретаря и канцелярия, несколько небольших комнат и помещение для сторожа.

До нашего времени сохранилось не только здание, но и убранство основных интерьеров.

Дом С.С. Абамелек-Лазарева

Миллионная ул., 22

В начале XX века четыре старинных дома на участке между Миллионной улицей и набережной Мойки были объединены для князя С.С. Абамелек-Лазарева, ставшего их владельцем в 1904 г. Дом № 22 по Миллионной улице построил в 1730-е годы граф Ф.А. Апраксин. В 1770-е годы в центре его главного фасада появился портик из четырех мраморных колонн и изменена внутренняя отделка дома в стиле классицизма (предположительно по проекту арх. А. Ринальди). Дом № 21, выходящий на Мойку, по проекту арх. Е.С. Воротилова был основательно перестроен. Фасады и интерьеры этого здания повторяют старый дом Лазаревых на Невском проспекте, 40. В 1911 году Абамелек-Лазарев выкупил соседний дом № 24 по Миллионной улице, Ровесник апраксинского, он был перестроен в формах классицизма в 1836 году арх. А.М. Камуцци, в 1913-1915 годах вновь перепланирован и дополнен въездными воротами. Часть дома, выходящую на Мойку, сломали, и в 1913-1915 годах арх. И.А. Фомин возвел на этом участке новое здание, решенное в приемах неоклассицизма. Великолепные интерьеры особняка оформлены естественным и искусственным мрамором, декоративной скульптурой и живописью.

В 1927 году в здании открылся Центральный дом работников физической культуры, а в 1933 году сюда перевели Комитет по физической культуре и спорту.

Каменноостровский дворец

Наб. Малой Невки, 1.

В 1765 году императрица Екатерина II подарила Каменный остров своему сыну великому князю Павлу Петровичу. Строительство Каменноостровского дворца, включившего фундаменты и нижние части стен деревянного дворца прежнего владельца острова – канцлера А.П. Бестужева-Рюмина, началось весной 1776 года. Имя автора проекта не установлено. Традиционно руководство строительством дворца связывается с именем Ю.М. Фельтена, но документальных подтверждений этому не найдено. Возведение здания было закончено в 1780 году. Дворец является оригинальным памятником зодчества эпохи раннего классицизма. Здание отличается простотой и ясностью композиционного построения, строгостью и изяществом деталей, прекрасно найденными пропорциями.

В 1797 г. была выполнена новая отделка интерьеров по проектам В. Бренны. В 1808-1811 годах по проекту архитектора Л. Руска над северным жилым флигелем надстраивается третий этаж с кабинетом нового владельца дворца императора Александра I. После его смерти в 1825 г. Каменноостровский дворец принадлежал великому князю Михаилу Павловичу, его вдове великой княгине Елене Павловне и их потомкам. В 1833-1851 годах обязанности главного архитектора дворца исполнял А.И. Штакеншнейдер, переделавший ряд помещений дворца.

Перестройки и изменения в декоративном убранстве дворца, внесенные на протяжении XIX – начала XX веков, в целом, однако, не повлияли на своеобразие и законченность его облика. Здание эффектно воспринимается как центр панорамы Большой и Малой Невок.

В 2015 году во дворце разместилась «Академия талантов» Санкт-Петербурга — учреждение для дополнительного внешкольного образования.

Павловск

Государственный музей-заповедник «Павловск» предлагает посетить прославленный Павловский дворец, выдающееся творение эпохи расцвета русского классицизма конца XVIII – начала XIX вв.

16 апреля гостям музея будут показаны отреставрированные интерьеры первого этажа дворца.

При хороших погодных условиях посетители увидят объекты Павловского парка: «Большой каскад», отреставрированный по программе Евросоюза «Две жемчужины ландшафтных парков Европы/ Ландшафтные жемчужины», лауреат премии «Лучшее достопримечательное место проекта»; Холодная ванна; Пиль-башня и Пиль-башенный мост.

Отправление автобусов от здания холдинга «Ленинец» (метро «Московская», Московский пр., 212) в 12, 14 и 16 часов

Дом Яковлевых

В.О. Волховский пер., 1/3

Огромный земельный участок в северной части Васильевского острова, получивший название Биржевой или Сибирский двор, был приобретен С.Я. Яковлевым – крупнейшим купцом и промышленником второй половины XVIII века. В 1770-е гг. здесь, на углу набережной, был выстроен первый из домов – ныне №1 по Волховскому пер. Позднее на соседнем участке к западу от него наследники С.Я. Яковлева, умершего в 1784 г., возводят новый дом (Волховский пер., № 3). К 1806 г. обе постройки были объединены. В 1818–1821 гг. по заказу внука С.Я. Яковлева — Алексея Ивановича — дом №3 подвергся существенной перестройке. К этому времени относятся сохранившиеся в нем до наших дней интерьеры парадной анфилады третьего этажа в характере ампира.

После революции оба здания были национализированы. В 1923 г. здесь открылся «Музей отживающего культа» общества «Старый Петербург». Его сотрудники во главе с В.А. Таубером спасали предметы религиозного назначения из массово закрываемых петербургских храмов и перевозили их в Музей. В 1927 г. Музей был ликвидирован с частичной передачей экспонатов в Русский Музей и Музей истории города. Позднее дома были переданы институту НИИ «Гипроцемент», который размещался здесь до 1996 г.

В настоящее время в зданиях размещается факультет менеджмента Санкт-Петербургского университета.

Дворец Бобринских

Галерная ул., 58-60, Наб. Ново-Адмиралтейского канала, 6, Наб. Адмиралтейского канала, 33

Планировка комплекса дворца Бобринских характерна для городской усадьбы XVIII в. Главное здание расположено в глубине участка. Перед дворцом располагается парадный двор, фланкируемый служебными флигелями. Со стороны Мойки к дворцу примыкает небольшой сад.

С середины и до конца XVIII века на этой территории было два отдельных участка. Одним из них владел А.В. Храповицкий, секретарь императрицы Екатерины II. В 1790 г. он был куплен сенатором П.В. Мятлевым, для которого в 1792-1796 годах архитектором Л. Руска было перестроено уже существовавшее на нем здание. Это одна из первых самостоятельных работ зодчего, крупного представителя классицизма. При императоре Павле I участки были объединены и сначала принадлежали князю П.А. Зубову, а в январе 1798 г. пожалованы графу А.Г. Бобринскому. Его потомки владели дворцом до революции. В 1822-1825 гг. внутренние помещения дворца перестроил архитектор А.А. Михайлов 2-й.

В XIX веке дворец стал одним из самых знаменитых центров светской и культурной жизни Петербурга. Салон Бобринских посещали императоры Александр I и Николай I, В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, дипломаты К. Несельроде и А.М. Горчаков, а на балах танцевала «вся столица». Нередко бывал здесь А.С. Пушкин.

В годы Первой мировой войны хозяева разместили во дворце военный госпиталь.

В 2001 году дворец был передан Санкт-Петербургскому государственному университету для Смольного института свободных искусств и наук.

Наиболее интересные помещения дворца — Парадная лестница, Красная гостиная, Белый и Танцевальный залы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.