Здания Сената и Синода

Один из самых живописных архитектурных комплексов Петербурга — здания Сената и Синода на Сенатской площади — сегодня отмечают 180-летний юбилей. Вспоминаем богатую историю этих двух сооружений, соединённых грандиозной аркой, которые сначала неохотно, а затем всё с возрастающим азартом строил великий архитектор Карл Росси. Участок, где ныне находится здание Сената, в 1744 году был подарен графу Алексею Бестужеву-Рюмину, который перестроил находящийся на нём дом, принадлежавший Александру Меншикову, в настоящий дворец в барочном стиле. Однако владел домом беззаботный граф недолго: участие в дворцовых интригах привело к тому, что в 1758 году его обвинили в заговоре и приговорили к ссылке. После воцарения Екатерины II канцлера помиловали, однако дом к нему так и не вернулся, а перешёл в казну.

К началу XIX века было решено, что в бывший дворец можно приспособить под нужды Сената — высшего государственного органа, подчинённого императору, который находился в здании Двенадцати коллегий. Прежде, чем организовывать переезд, Николай I приказал перестроить дворец, дабы он находился в стилистическом единообразии с только что возведённым зданием Адмиралтейства. В то же время было решено, что на новый адрес также переедет Синод — орган церковно‑административной власти, для которого снесут дом соседки Бестужева-Рюмина купчихи Кусовниковой и возведут современное здание.

Отдав приказ о строительстве, Николай желал видеть новое здание Сената по образу и подобию здания Главного штаба, а в качестве архитекторов хотел привлечь самых видных зодчих. В конкурсе на перестройку зданий участвовали проекты Карла Росси, Василия Стасова, Поля Жако, Смарагда Шустова и Василия Глинки. Первый из списка — Карл Росси, крайне неохотно согласился принять участие в конкурсе и подал свой чертёж самым последним, после нескольких настойчивых напоминаний. Тем не менее, из всех представленных вариантов царю более всего приглянулся чертёж Росси, который после нескольких переработок и нововведений являл собой проект двух корпусов, соединённых между собой величественной аркой.

К 1834 году строительство было завершено. На площади появились два прямоугольных трехэтажных корпуса с большими внутренними дворами, объединённые роскошно украшенной триумфальной аркой, высота которой вместе со скульптурой составляет 26 метров. Скульптурная группа «Благочестие и Правосудие», возвышающаяся над аркой, символизирует единство церкви и государства, и одновременно придаёт зданиям ещё больше пышности и нарядности. В оформлении фасадов здания участвовали скульпторы Василий Демут‑Малиновский, Степан Пименов, Николай Токарев, Павел Соколов, создавшие скульптуры, которые не только украшают здания, но и призваны напомнить неблагонадёжным о карающем мече правосудия и справедливости. Впрочем, горожане никак не соотносили форму и содержание зданий: местные чиновники были знамениты своей продажностью, благодаря которой процветала чудовищная по своим размерам коррупция. Это, а также арка между домами, стали поводом для каламбура «Сенат и Синод живут ПОДарками».

После революции 1917 года большевики упразднили Сенат и Синод, а в 1925 году в зданиях разместили Центральный государственный исторический архив, который продолжал функционировать до падения советского режима. В 2008 году в здании Сената разместился Конституционный Суд, а годом позже здание Синода заняла библиотека им. Бориса Ельцина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.