Усадьба «Пенаты»

Музей-усадьба «Пенаты» располагается в 45 километрах от Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива.

Именно здесь великий русский художник Илья Ефимович Репин (1844 – 1930) прожил последние 30 лет и пожелал быть похороненным. Усадьба стала одним из первых в стране мемориальных музеев под покровительством Российской Академии художеств.

Репин переехал в поселок под названием Куоккала (ныне поселок Репино) в 1903 году и в течение следующих десяти лет в усадьбе велись строительные работы в соответствии с проектом художника. Усадьба в архитектурном решении сочетает в себе элементы северного модерна и древнерусского зодчества.

В «Пенатах» Репиным было создано множество крупных исторических полотен на темы из современной жизни. Огромный интерес представляет его евангельский цикл и многочисленные портреты.

Первыми гостями «Пенатов» стали М. Горький, В. Стасов, М. Андреева, И. Гинцбург. Воспоминания о посещении усадьбы великого художника оставили И. Бунин, А. Куприн, Л. Андреев, Ю. Анненков, В. Розанов и многие другие. Недалеко от дома Репина, в поселке Оллила, располагался дом Чуковского, с которым художник очень дружил.
Жена художника, Н.Б. Нордман, завещала «Пенаты» Репину в пожизненное владение, а после смерти художника – в собственность Академии художеств для организации музея.

Мечта устроить музей Репина в «Пенатах» осуществилась, но реализовать ее было непросто. Помешали революционные события. В апреле 1918 года граница с Финляндией была закрыта, поскольку входившее в состав России Великое княжество Финляндское получило самостоятельность. Репин таким образом оказался за пределами страны и не мог въезжать в Россию.

В 1922 году из Петрограда к нему приехала дочь, которая поселилась вместе с отцом в «Пенатах». Помогала ему в хозяйстве и проведении выставок. Показы работ Репина проходили в Финляндии, Чехословакии, Америке, Швеции. Они организовывались при посредничестве В.Ф. Леви, что поддерживало художника, который после национализации денег в банках оказался без средств к существованию.

29 сентября 1930 года И.Е. Репин скончался. После смерти отца хозяйкой «Пенатов» стала его дочь, Вера, которая сохранила мастерскую Репина в том виде, какой она была при художнике, и показывала ее всем желающим.

После территориального конфликта между Финляндией и Советским Союзом в 1939 году финское правительство предложило местным жителям переехать вглубь страны. Дочь художника переехала в Хельсинки. После окончания военных действий Карельский перешеек перешел СССР, и дом художника с сохранившимися в нем вещами и документами оказался пустующим. Тогда было решено создать в «Пенатах» музей. В 1944 году усадьба оказалась в самом центре боевых действий. Постройки в репинских «Пенатах» были разрушены.

В 1949 году поселок Куоккала переименовали в Репино. Начались восстановительные работы, которые велись Академией художеств.

Сегодня дом-музей имеет статус филиала Академии. Помимо дома И.Е. Репина были восстановлены две беседки: башенка «Шехерезада» и «Храм Озириса и Изиды», ворота, артезианский колодец «Посейдон». На могиле художника установили памятник работы скульптора Н. Андреева. В 1994 году, в честь 150-летнего юбилея со дня рождения Репина, бюст был заменен на крест в соответствии с первоначальным обликом могилы.

Музей был открыт 24 июня 1962 года. Основная экспозиция – это мемориальные комнаты, где сохранены личные вещи художника, его картины и рисунки, произведения сына – Юрия и работы других русских живописцев. Всего в «Пенатах» хранится около шестисот произведений живописи и графики. В доме сохраняется мемориальный облик комнат, которые несут отпечаток вкусов и привычек хозяина : мастерская, столовая, кабинет, веранда. В кабинете вдоль стен расположены полки с книгами. На них – скульптурные изображения В. Стасова, Л. Толстого, В. Сурикова, А. Рубинштейна, А. Кони, Д. Менделеева, выполненные И.Я. Гинцбургом. В гостиной – картины учеников, учителей, друзей Репина. Из гостиной можно попасть на светлую восьмигранную веранду. Ее еще называли «киоск» и очень любили здесь пить чай, устраивать концерты, чтения. Здесь художник написал много портретов. В столовой – работы самого Репина: портрет дочерей, портрет Нордман и других.

Мастерская была построена в 1906 году по замыслу художника. Она занимает весь второй этаж. В центре на большом мольберте – последний автопортрет художника, на котором ему 76 лет. В этой мастерской были написаны картины: «Какой простор», «Голгофа», «Гопак». Над кабинетом, рядом с мастерской расположена открытая веранда «Аэроплан». Здесь Репин спал, устроившись на деревянном топчане, а зимой – в спальном мешке.

Музей-усадьба «Пенаты» является уникальным памятником, который популярен как в России, так и за границей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.