Величественный гранитный дом в стиле неоренессанс, где размещался банк одного из самых богатых людей Петербурга, который, как гласит история, больше любил «тянуть к себе», чем «толкать от себя». До того, как дом начали активно перестраивать под нужды его нового владельца — Михаила Ипполитовича Вавельберга — богатейшего человека в городе, банкира, семья которого основала в 1848 году банкирский дом Вавельбергов, он принадлежал коренным петербуржцам — братьям Бердниковым. Оба были статскими советниками, а также имели славу неплохих художников. Строить дом, который одновременно совмещал в себе функции дома и личной резиденции, польский банкир позвал Мариана Мариановича Перетятковича — по тем временам знаменитого и бравшего дорого за свою работу архитектора. Здание было перестроено всего за двенадцать месяцев — с 1911 по 1912, в стиле итальянского неоренессанса. На первом его этаже разместили жилые комнаты главы банкирского дома и его семейства, в нижних же этажах находились помещения, приспособленные для Русского торгового банка, а также фабрика геодезических и чертежных инструментов «Герлах».
Здание вмиг стало одним из самых заметных сооружений на Невском проспекте, которое в народе прозвали «Дворец дожей» или «Денежное Палаццо» за его особенное сходство с ренессансными дворцами в Италии. Впрочем, здание было приметной достопримечательностью не только из-за того, что навевало образы туманной Венеции с её узкими улочками и извилистыми переулками. Зодчий Мариан Перетяткович сделал совсем неожиданную для петербургской архитектуры вещь: он возвёл дом, сделанный из серого гранита — благородного материала, который в условиях постоянно дождливого и серого Петербурга казался мрачным бастионом, хранящим за своими дверьми жуткие тайны. Из-за того, что городские постройки по преимуществу были жёлтых, голубых и кремовых цветов, дом Вавельберга не мог не выделяться на их фоне.
Что до банкира, то он остался доволен проделанной работой, однако один пункт всё-таки вызвал у него недовольство: на дверях, ведущих в банк, была вполне обычная надпись: «Толкать от себя», однако Вавельберг посмотрел на эту табличку, нахмурился и отчитал архитектора: «Это не мой принцип. Переделайте. Напишите: «Тянуть к себе»». Табличку спешно переделали и банкир со своей семьёй незамедлительно въехал в новую резиденцию, которой из-за революции, грянувшей через пять лет, он пользовался совсем недолго. В 1917 году Банкирский дом уже стал называться Петроградским Торговым банком, а сам банкир после государственного переворота и утверждения в Петербурге новой власти эмигрировал в родную Польшу, а позже перебрался в Париж.
После революции в здании находилась Сберкасса, топливно-энергетическое управление Ленгорисполкома, а с 2008 года — Агентство воздушных сообщений и центральные кассы «Аэрофлота», которые можно там увидеть и по сей день.
Невский пр., 7-9; Малая Морская ул., 1
В Доходном доме М. И. Вавельберга уже не первый год идет ремонт и нет там уже касс «Аэрофлота». непроверенная у Вас информация.
Историческое здание в стиле неоренессанс, построенное в 1911-1912 годах по проекту М. М. Перетятковича какое то время петербуржцы называли «катафалк»
С 2008??? Ну ну… Моя мама с конца 70-х там уже работала. Называлось ЦАВС — центральное агентство воздушных сообщений (это уже в начале 90-х так назвали, а были просто авиакассы)