Доходный дом Иоффа

Оказываясь близ петербургских «Пяти углов», невозможно не заметить величественно возвышающийся над всеми остальными зданиями угловой дом с башенкой, где часто бывала Анна Ахматова и жил известный ленинградский звездочёт. Дом расположен на углу Загородного проспекта и улицы Рубинштейна. До наших дней он сохранился в том обличье, которое придал ему архитектор Александр Лишневский в 1913 году, когда переделывал существующее здание в стиле, обращённом на славные традиции классицизма и модерна. До этого на месте грандиозного здания стоял трёхэтажный дом купцов Лапиных. Однако, когда в 1913 году у наследников купцов комиссионер Иоффе, владевший аукционным залом на Загородном проспекте и торговавший предметами старины и антиквариата, покупает дом, здание приобретает совершенно иной вид.

Новый дом не был призван вместить в себя большое количество людей, здесь было всего шесть квартир, по две на каждом этаже, которые предназначались для состоятельных людей. На верхнем этаже жил сам домовладелец с семьёй. В нижних этажах разместились магазины для клиентов с достатком: автомобильный салон Шапиро, магазинчик, торговавший мехами, шляпками, обувью и корсетами. На втором этаже по Троицкой улице (сейчас — Рубинштейна) архитектором Лишневским был устроен кинотеатр на 300 мест. Так как первый и второй этажи изначально строились для размещения торговых залов, можно заметить, что их наружная отделка сравнительно скромная: большие окна разделены гранитными простенками, а плиты серого гранита декорируют кирпичную кладку здания. Последующие три этажа свидетельствуют о богатстве людей, нанимавших здесь квартиру: венецианские окна третьего этажа полукруглые и большие, а стоящие по сторонам оконных проемов кариатиды поддерживают ложные балконы окон следующего этажа. Также близ окон этих этажей можно заметить изображение экзотических птиц и увитые змеями кадуцеи (жезлы) Гермеса — символа бога торговли и путешествий.

Именно в «доме-утюге», как называли его горожане, молодой начинающий поэт Николай Некрасов провёл свою первую петербургскую зиму, будучи преподавателем. Так как в ту пору в доме находился пансион Бенецкого для мальчиков, его директор и предложил Некрасову преподавать воспитанникам правописание, историю и арифметику. Свои интересные суждения и впечатления о преподавании в пансионе поэт выразил в водевилях «Великодушный поступок» и «Федя и Володя».

Однако к нашему времени ближе иной исторический и культурный пласт — 1931-1938 года, когда в одной из квартир жил советский астрофизик Матвей Петрович Бронштейн, работавший над теорией гравитации. Как и многих других людей, занимавшихся наукой и исследованиями в стране Красного Октября, его расстреляли в 1938 году, а супруге сообщили, что его отправили в лагерь на «десять лет без права переписки». Супругой физика была дочь известного писателя Корнея Чуковского — Лидия Ивановна, которая только после двух лет морально уничтожающего хождения по инстанциям, узнала, что её мужа уже давно нет в живых.

Несмотря на многие факторы и давление политического режима, Лидия Чуковская смогла избежать ареста и продолжала жить в доме на Пяти углах, куда к ней забегала её близкая подруга — поэтесса Анна Ахматова, которая в то время переживала ссылку своего сына — Льва Гумилева, сосланного на пять лет в норильские шахты. Со временем Лидия Чуковская стала работать в «Госиздате», печатая под псевдонимом Алексея Углова исторические повести и свой мемуар «Записки об Анне Ахматовой».

В 1997 году на доме была установлена гранитная мемориальная доска Лидии Чуковской и Матвею Бронштейну.

Адрес: Загородный пр., 11, ул. Рубинштейна, 40

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.