Английская набережная. Ее величественные и парадные здания.

Английская набережная

Набережная на Левом берегу Невы получила нынешнее свое название лишь к началу XIX столетия, поскольку в XVIII веке здесь селились преимущественно иностранцы — купцы, врачи и ремесленники из Англии. Постепенно они создали здесь своеобразную британскую колонию — со своей церковью, посольским домом, клубом
трактиром и магазином. Английская набережная была застроена жилыми домами в первой трети XVIII века. В XIX веке на берегу набережной обосновалась русская титулованная аристократия. Однако первое название, которое получила набережная со времен Петра вплоть до 2-Й половины XVIII века звучало иначе — Береговая Нижняя набережная улица; со 2-й половины XVIII века набережная несколько раз меняла свое название — Исаакиевская, Галерная; в период c 1918 по 1994 год набережная именовалась -набережной Красного Флота). В постсоветское время набережной вновь вернули красивое название Английской. Особенностью набережной является отсутствие въездов во дворы со стороны воды. Въезды устраивались с Галерной улицы. На эту улицу выходили служебные флигеля, сараи, конюшни и т. п. Впоследствии, преимущественно во второй половине XIX века, на их месте сооружались многоэтажные жилые корпуса, обращенные фасадами на улицу, и дворовые флигеля.

Дворец бракосочетания №1.

Дворец бракосочетания №1 на Английской набережной – это первый в стране Дворец бракосочетания. Он выполнен во флорентийском стиле и богато украшен лепным декором. Внутреннее богатство особняка не уступает великолепию его внешнего вида. К богато отделанным парадным комнатам на втором этаже ведёт беломраморная лестница, которая создаёт праздничное настроение. Дворец словно создан для торжеств!
Здание Дворца было построено в конце 19 века архитектором А.Ф. Красовским по желанию известной в Петербурге благотворительницы Веры Николаевны фон Дервиз. В 1903 г. дом купил великий князь Андрей Владимирович, которому он принадлежал до 1917 г. В 1918 г. особняк был национализирован, в нём располагались различные государственные учреждения.
В 1958 г. по инициативе комсомольской молодёжи было принято решение отмечать рождение новой семьи в торжественной обстановке. 1 ноября 1959 г. впервые в стране здесь был открыт Дворец бракосочетания. Это положило начало созданию новой традиции – торжественной регистрации брака.
Свой 50-й день рождения Дворец бракосочетания №1 отметил 2 ноября 2009 г. За 50 лет истории существования Дворца было зарегистрировано более 447 тысяч браков, проведено более тысячи семьсот юбилеев и праздников. И даже зарегистрировано 11 000 новорожденных!
Сейчас во Дворце бракосочетания создают семью не только петербуржцы, но и гости города со всех концов России и всего мира. Здесь соединили свои судьбы и многочисленные «звёздные» пары.

Дом Лаваля

С этим домом, расположенным по адресу Английская набережная, дом 4, связанны очень интересные исторические факты и события.

 Участок, где стоит дом, в 1720-х годах принадлежал первому петербургскому губернатору А. Д. Меньшикову. Тогда для него здесь были выстроены каменные «палаты». После падения Меньшикова имущество его было конфисковано. Этот участок со всеми строениями императрица Анна Ивановна «пожаловала» дипломату, вице-канцлеру графу А. И. Остерману. Граф решил построить здесь новый дом, пригласив для этого русского зодчего, руководителя «Комиссии о Санкт-Петербургском строении» П. М. Еропкина, автора знаменитой трехлучевой системы главных магистралей города, направленных к Адмиралтейству. 

Еропкин возвел на месте меньшиковских палат каменный двухэтажный дом на высоком цоколе, обращенный фасадом к Неве, по протяженности равный выступающей части главного корпуса ныне существующего дома.
Сиятельные владельцы особняка
Центральный ризалит его в три оконных проема выделялся сплошной горизонтальной рустовкой и завершался фронтоном. Главный корпус имел 24 «покоя». Чертеж этого дома хранится в коллекции шведского Национального музея в Стокгольме, которая экспонировалась у нас в Эрмитаже в 1963 году. 

В 1741 году после дворцового переворота А. И. Остерман был арестован и сослан в Сибирь в г. Березов. Его дом Елизавета Петровна в 1743 году подарила петербургскому генерал-полицмейстеру В. Ф. Салтыкову, от которого он переходил к другим вельможным владельцам. В последней четверти XVIII века этим домом владел граф А. Н. Строганов, а с 1789 года его сын Г. А. Строганов. Последний был высокообразованным человеком, много путешествовал, был послом России в Швеции, Испании, Турции, увлекался искусством и собирал художественные произведения. Особую известность приобрела его библиотека, состоявшая из чрезвычайно редких изданий, которую впоследствии он подарил Томскому университету. 

Общественное положение Г. А. Строганова, а также женитьба на княжне А. С. Трубецкой, потребовали расширения старого дома, постройки его в духе времени и моды.
Разработку проекта Строганов поручил молодому тогда архитектору А. Н. Воронихину. 

Использовав фундамент и стены дома, возведенного Еропкиным, Воронихин в 1791–1793 годах перестроил здание, сделав его трехэтажным. Центральная его часть, выступающая вперед, была украшена четырьмя пилястрами, парадный подъезд представлял собой четырехколонный портик, поддерживающий балкон. Значительно увеличилась протяженность здания по фасаду, в нем уже было не 24, а 50 помещений.

 В 1800-м году Строганов продал дом Александре Григорьевне Лаваль, дочери статс-секретаря Екатерины II — Г. В. Козицкого, вышедшей замуж за французского эмигранта Ивана Степановича Лаваля.
Стремясь занять блестящее положение в высшем обществе, заставить заговорить о своем литературно-музыкальном салоне, Лавали решили перестроить особняк Строганова, показавшийся им слишком скромным и не соответствующим их богатству и вкусам. Сделать это был приглашен модный и получивший уже широкую известность Тома де Томон. По его проекту в 1806- 1809 годах и была осуществлена третья перестройка особняка.

 Томон с уважением отнесся к творениям своего предшественника, коллеги и друга Андрея Воронихина и во многом сохранил его планировку внутренних интерьеров. Вместе с тем он обогатил их лепкой и декоративной живописью, придав отделке особую парадность и выразительность.
Совершенно по-иному Томон решил фасад здания, обращенный на набережную. Сильно выступающий вперед мощный ризалит на всю ширину он декорировал колоннадой из десяти трехчетвертных ионических колонн, которые поддерживают тяжелый ступенчатый аттик. 

В оформлении узких боковых крыльев архитектор использовал мотив трехчастных окон с двумя полуколоннами посередине и двумя пилястрами по краям, несущими треугольный сандрик. Над сандриком в верхнем этаже он заложил старые окна и в образованные на их месте неглубокие ниши поместил скульптурные панно на мифологические темы. Остальные окна третьего этажа превратились в ложные. Весь заниженный третий этаж использован для устройства сводов и световых фонарей над внутренними помещениями, а в середине здания над главной лестницей находится большой сферический купол.


Перед парадным подъездом, отмеченным двумя ступенями, по сторонам располагаются гранитные львы. По-видимому, они исполнены по рисунку Воронихина, так как подобные же львы, но изваянные из пудостского камня, украшают воронихинский фонтан на Пулковой горе.


Таким дом дошел до наших дней, выделяясь своей архитектурой среди бывших особняков знати на набережной Невы.
Светская жизнь дома Лавалей прекратилась со смертью его хозяйки в 1850 году. Особняк перешёл средней дочери Лавалей Софии. После отмены крепостного права дела её семьи резко ухудшились. Софья, со своим мужем тайным советников Александром Михайловичем Борхом, пытались исправить положение постройкой со стороны Галерной улицы доходного дома. Но это не помогло и весь участок в 1880-х годах был продан миллионеру «железнодорожнику» Самуилу Соломоновичу Полякову. Новый хозяин старался ничего не менять в великолепном убранстве. Была изменена отделка лишь некоторых помещений. Эти работы проводил Г. Э. Боссе.
После отъезда из Петербурга в Париж Поляков заложил дом Московскому земельному банку за 450 000 рублей сроком на 31 год, а затем продал его. В 1909 году дом Лавалей был приобретён в казну для расширения соседнего здания Сената.
Из-за значительной художественной и исторической ценности особняка для его приспособления под новые нужны была создана специальная комиссия, возглавляемая архитектором В. А. Пруссаковым. Проект реконструкции разработал К. К. Шмидт. При реконструкции здания вся отделка помещений была сохранена. Все изменения проводились лишь для освещения тёмных помещений, устройства удобных переходов для посетителей, увеличения количества служебных помещений. Также была переделана и парадная лестница, где соорудили обходную галерею. Все эти работы начались в 1912 году с создания светового фонаря, а закончились в марте 1914 года.
В 1917 году дом Лавалей был передан Комиссариату юстиции, от которого особняк перешёл Главному архивному управлению. Во время блокады Ленинграда дом был значительно повреждён. Реставрационные работы проводились в 1945-1947 годах под руководством архитектора А. Л. Ротача. Во время размещения здесь Российского государственного исторического архива в помещениях дома Лавалей располагались читальный зал, библиотека, дирекция, кабинеты сотрудников и другие служебные помещения.
После переезда архива на другую площадку дом Лавалей был отреставрирован, и в 2008 году вместе со зданием Сената передан Конституционному суду РФ.
Дом Румянцева
Адрес: Английская наб., 44
Среди жилых домов, расположенных на Английской набережной близ Благовещенского моста, выделяется своим мощным двенадцатиколонным портиком здание Музея истории города, в прошлом — дом Н. П. Румянцева.

Сын фельдмаршала П. А. Румянцева, Н. П. Румянцев, купил дом на набережной у английского купца Вара в 1802 году. Румянцев, умерший в 1826 году, завещал свой дом для устройства в нем «Публичного музеума».

Особняк Потемкина Я.А. (Струкова)
Адрес: Английская наб., 50
Участок, занимаемый домом Струкова, в XVIII веке принадлежал одному из деятелей петровского времени — А. М. Головину. В начале XIX века дом Головина подвергся перестройке и приобрел черты, характерные для архитектуры русского классицизма. Главный фасад дома украсили пилястры и фронтон. Нижний этаж, трактованный как цоколь, получил обработку рустами.

В результате многократных перестроек первоначальная внутренняя отделка дома оказалась полностью утраченной.
В художественном отношении интересны и ценны некоторые интерьеры, относящиеся к началу XIX века. Среди них выделяется бывшая спальня во втором этаже с экседрой и свободно стоящими дорическими колоннами, отделанными искусственным мрамором. В вестибюле первого этажа, переделанном в конце XIX века, сохранились колонны более раннего времени. В некоторых помещениях имеются наборные паркеты и лепные карнизы начала XIX века.


На месте старых дворовых корпусов дома Головина в 1830 году был сооружен многоквартирный жилой дом, выходящий на Галерную улицу. Здесь, в одной из квартир, в 1831–1832 годах жил А. С. Пушкин.

Дом Демидова Гауша
Адрес: Английская наб., 72/2
Дом Гауша на Английской набережной, названный так по имени его последнего владельца — художника А. Ф. Гауша, расположен на угловом участке, замыкающем застройку набережной и Ново-Адмиралтейского канала. Построен в 1737-38 для заводчика Н. А. Демидова по типу образцовых домов «для именитых», отличаясь от них несколько большими размерами. Строительство велось под наблюдением архитектора М. Г. Земцова. Не позднее 1809 владельцем дома стал президент МХА академик Я. В. Виллие. Между 1826-31 здание перестроено и приобрело классический облик с безордерным решением фасада, центральная часть которого отмечена слегка выступающим ризалитом и фронтоном. От первоначальной внутренней отделки дома сохранились своды над помещениями 1-го и 2-го этажей. В 1830-х гг. у Виллие снимал квартиру штаб-лекарь А. Д. Бланк, у которого здесь 22 февраля (6 марта) 1835 родилась дочь Мария, будущая М. А. Ульянова, — мать В. И. Ленина. В начале XX в. дом принадлежал художнику А. Ф. Гаушу, одному из основателей музея «Старый Петербург».

Дом Капниста
Адрес: Английская наб., 50
Дом Капниста, как и большинство зданий на Английской набережной, построен в начале XVIII века. В существующем здании можно легко проследить его связь с известным проектом образцового жилого дома «для именитых людей», разработанным в 1717 году. Двухэтажными, в семь окон по фасаду, жилыми домами «для именитых» предполагалось застроить набережную на всем ее протяжении.
В 1830-х годах особняк Капниста был перестроен. Внешний облик дома, за исключением некоторых деталей, сохранился до нашего времени.

Главный фасад решен без применения ордерных элементов — колонн или пилястр. Этим он отличается от наиболее распространенного в русской архитектуре начала XIX века типа жилого дома, украшенного портиком и фронтоном.

Основные членения внутренней планировки четко выявлены в объеме здания.

Так, наиболее парадные помещения — зал, в котором сохранилась роспись плафона, выполненная в первой половине XIX века, и примыкающая к нему лестница — подчеркнуты центральным ризалитом главного и дворового фасадов. 

Жилые флигеля, выходящие во внутренние дворы и на Галерную улицу, построены во второй половине XIX века.

Здание Иностранной коллегии
Адрес: Английская наб., 32
В начале XVIII века участок, занятый зданием Иностранной коллегии, принадлежал двум владельцам. В 1750-х годах оба участка перешли в собственность князя Б. А. Куракина. Тогда же архитектор М. А. Башмаков построил для Куракина большой двухэтажный дом, обращенный своим главным фасадом на набережную Невы, и двухэтажный флигель по Галерной улице. Дошедшие до нашего времени изображения дают ясное представление об архитектурном облике дома в 1760- 1770 годах. Фасады отличались пышностью и великолепием декоративного оформления.
Многочисленные статуи и скульптурные группы трофеев венчали парапет и фронтоны главного фасада. Въезд во двор со стороны Галерной улицы был оформлен в виде монументального портала, обработанного колоннами.

После смерти Куракина дом перешел в казну, и в нем была размещена Иностранная коллегия. В 1782–1783 годах его перестроил архитектор Д. Кваренги.

При этом барочная обработка фасадов и интерьеров была уничтожена. Фигурные наличники окон, скульптурные и лепные детали фасадов срублены, и стены здания гладко оштукатурены. Центр значительного по протяженности фасада Кваренги украсил колоннадой из восьми ионических колонн, поддерживающих фронтон.

В XIX веке здание переделывалось внутри. Во второй половине XIX века был надстроен флигель, выходящий на Галерную улицу. Сохранившаяся внутренняя отделка. относится ко второй половине XIX века. С этим зданием связаны имена А. С. Пушкина и А. С. Грибоедова, служивших в Иностранной коллегии.

Один комментарий к “Английская набережная. Ее величественные и парадные здания.

  1. Фёдор

    Подскажите, пожалуйста, чья картина изображена самой первой. Та которая названа «Английская набережная».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.