Реальные прототипы Кронштадтского собора.

Никто из тех, кто декларировал, что храм сооружён в подражание Софии, не показал, в чём Косяков опирается на великий прототип. Между тем, сходство ограничивается лишь огромным плоским куполом.

Это чрезвычайно редкий тип церковных зданий — купольная базилика. В раннехристианскиий период он представлен только Софией в Константинополе, а в России кроме Кронштадского собора, лишь храмом в Поти, в Грузии. Однако прямое сходство двух сооружений этим исчерпывается.

Сравним Софию с Кронштадтским собором. Центральный неф церкви Софии в Константинополе с четырёх сторон – с востока и запада, севера и юга – окружают широкие галереи. В соборе Кронштадта галереи узкие и расположены они только с двух сторон – с севера и с юга. Такой приём лишил боковые галереи самостоятельного значения, низвёл их до уровня боковых проходов, превратив одновременно центральное пространство собора в единственный бесспорно доминирующий элемент пространственной композиции.

В зените купола Кронштадтского собора помещено погрудное изображение Христа с земной сферой в правой руке и Евангелием в левой. Фигура Христа эффектно выделяется на фоне красивой золотой ромбовидной сетки на голубом фоне. Прототип этой композиции очевиден. Она навеяна мозаикой свода мавзолея Галлы Плацидии в Равенне, в зените которого изображён гигантский золотой крест – символ Христа.

Мозаику равеннской базилики Сан Аполинарио Нуово можно рассматривать в качестве прототипа одной из самых выразительных, глубоко содержательных по своей символике мозаичных композиций, украшающих абсиду Кронштадского собора. Речь идет о шествии трубящих ангелов, с двух сторон устремившихся к размещённому в центре престолу с расположенными на нём символами Христа. Прототипом к ней послужила равенская мозаика «Добрый Пастырь». В центре её изображён воздевший к небу руки Христос – Добрый Пастырь. К Нему с двух сторон устремилась вереница овец – стада верующих.

По-своему уникальным явлением интерьеров в спроектированном Косяковым соборе являются рисунки полов. В рисунке пола воссоздаётся планировка здания с её общим контуром, выделением пространства для молящихся, начертанием на полу купола и созданием таким образом виртуальной вертикальной оси как своего рода нисхождения Благодати Божественных Сил на грешную землю. Что же касается сюжетов, то в рисунках полов широко представлены изображения рыб – символа Христа. Однако не были обойдены вниманием птицы, в том числе чрезвычайно красивые эффектные павлины – символы самопожертвования. Одним из источников кронштадтских мозаик послужил мозаичный павлин из мозаики, помещённой на триумфальной арке, огибающей алтарную абсиду базилики Сан Витале в Равенне.

Из статьи Е.И. Кириченко «Раннехристианские традиции в произведениях архитектора Василия Косякова»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.