Царское село. Кухня-руина.

Один из самых любопытных павильонов Екатерининского парка в Пушкине — Кухня-руина. Поблизости от Концертного зала находится маленькая круглая беседка, сложенная из частей древних мраморов, вывезенных при Екатерине из Греции — Кухня-руина. Этот павильон, возведенный Джакомо Кваренги по желанию Екатерины II в парке Царского Села, не перестает вызывать удивление и восхищение. Уже более двух столетий, несмотря на исторические бури и природные условия, сохраняются в его экстерьере мраморные фрагменты, являющие своеобразную коллекцию подлинных древнеримских архитектурных и скульптурных произведений.

В этом отношении сооружение уникально среди всех европейских парковых павильонов за пределами Италии. Для несведующего посетителя парка небольшая Кухня является всего лишь одной из многочисленных и разнообразных по стилю парковых построек и не привлекает первостепенного внимания из-за кажущейся плохой сохранности. Подлинное значение царскосельского павильона как выдающегося памятника в истории европейского классицизма и русского собирательства антиков еще предстоит раскрыть.

Кухня-руина, небольшой парковый павильон, предлагает исследователю разработку целого ряда тем прежде, чем будут каталогизированы античные мраморные рельефы. Одни темы связаны с вопросами профессионального образования и увлечений Кваренги, его окружения в Риме, знания им археологических памятников, как и знания европейской тенденции в сооружении парковых павильонов. Другие касаются истории собирательства античных мраморов и их наличия в Санкт-Петербурге, хронологии замыслов и воплощений в строительстве, истории взаимоотношений архитектора Кваренги и императрицы Екатерины.

Она сооружена Дж. Кваренги в 1780-е годы, и принадлежит к числу лучших произведений зодчего. Кухня-руина располагается в непосредственной близости от Концертного зала, оба павильона были завершены Кваренги одновременно — Концертный зал сооружался в 1782-1786 годах. Эта последовательность засвидетельствована самим архитектором. В своей биографии, изложенной в письме к Луиджи Маркези от 1 марта 1785 году, он перечисляет постройки, которые были уже закончены на тот момент или частично закончены, и среди них — «павильон с большим залом для музыки, два кабинета и открытый храм, посвященный богине Церере (все это составляло Концертный зал — авт.), и с руиною (una Rovina) невдалеке в античном вкусе (nel gusto antico) в названном саду». Как видно, само название павильона «Кухня-руина» относительно позднее, сам архитектор называл его то «руиной», то «кухней». В описи скульптуры от 1787 г., опубликованной И.Яковкиным, речь идет о «руинной кухне, принадлежащей к концертной зале», в другом месте автор упоминает «маленькую Руину».

Строительство, включая изготовление барельефов, по свидетельству Кваренги, обошлось в 4065 рублей. Руина была заказом Екатерины, которая, можно предположить, непосредственно участвовала в разработке замысла. Хорошо известным является увлечение Екатерины английской моделью пейзажного парка, и она была осведомлена, что там полагается быть павильонам в виде храмов и руин. Императрица, пылкая любительница древностей и знаток, никогда не путешествовала по Италии. Шведский король Густав III писал Екатерине 13 февраля 1784 г. о своем посещении помпейских руин: «Я вам их не описываю, моя дорогая Сестра, поскольку много книг об этом повествуют, но я вас уверяю, что я ощутил настоящее удовольствие, обнаружив себя в тех самых комнатах, где жили великие люди. Мое воображение вызвало их к памяти, и я как будто их видел рядом с собой» . У образованного путешественника непосредственное созерцание древних развалин вызывает чувство, которое будоражит воображение и рождает мысль. Если Екатерина не могла напрямую его разделить, то, как истинный представитель европейского Просвещения, разделяла его значение.

Не раз цитированные письма Екатерины к барону Ф.-М. Гримму, парижскому художественному агенту, свидетельствуют о том, что она всегда находилась под сильным впечатлением имевшихся в ее распоряжении итальянских видов и изображений древностей Рима. В первую очередь на ее воображение подействовали полные драматического вдохновенния гравюры Дж.-Б. Пиранези, двенадцать томов которых присланы для императрицы из Рима И. И. Шуваловым уже в 1769 г. «Сейчас Пиранези чрезвычайно в моде. Как жаль, что его имеется только пятнадцать томов», — писала позднее, 2 июня 1776 г., Екатерина Гримму .

В 1780 году Екатерина преобретает большое количество рисунков Клериссо — автора несосотоявшегося проекта «Античного дома» — первого варианта Камероновой галереи. Его рисунки, в сравнении с рисунками Пиранези, представляют собой соверешенно другой подход к изображению античных монументов и руин -выполненные в цвете гуашью и коричневой тушью, они неотразимы по своей достоверности. Художник уделяет большое внимание деталям, а применяемый взгляд немного снизу вверх помогает приблизить объект к зрителю. Не вызывает удивления эмоциональный отклик Екатерины на рисунки Клериссо. «Уже много дней, в часы досуга, я занимаюсь разглядыванием рисунков Клериссо… моя голова раскалилась», — так она описывала свое сильнейшее впечатление в письме к Гримму 7 ноября 1780 г.

Практическим результатом стало использование этих мотивов архитекторами Камероном и Кваренги, им Екатерина настоятельно рекомендовала изучать рисунки французского мастера. Внимание также могло быть обращено на живописные вставки в росписях стен в указанных проектах, которые представляли тот или иной античный монумент или руину в пейзаже. Имея все это перед своими глазами, Екатерине II было трудно устоять желанию увидеть у себя в парке еще одно зримое воплощение руин великого Рима, и выбор пал на Кваренги. Это произошло совершенно не случайно — в отличие от Камерона Кваренги был выдающимся мастером ведуты, к тому же еще до приезда в Россию зарекомендовавший себя как архитектор парковых павильонов и имевший заказы на них в Англии ..

Еще раз следует подчеркнуть важность наличия зримых образцов великолепия руин Рима, который влиял на воображение заказчицы, — таковыми стали и избранные рисунки самого Кваренги, поднесенные императрице. Этот факт настолько очевиден, что оказался, если не забыт, то в тени сведений о роли графики Пиранези и Клериссо. В одном из самых ранних писем, отправленном Кваренги из Санкт-Петербурга и датированном 1 мая 1780 г., архитектор описывал заботливый прием, который ему оказала Екатерина II по приезде, отметив также, что она испросила его рисунки. Он послал те, которые были выполнены в Риме несколько лет назад, после чего императрица объявила публично на одном из празднеств, что она, наконец, нашла в Кваренги архитектора своего склада.

Какая древнеримская модель (или модели) могла оказаться в поле зрения заказчицы и архитектора и послужить прообразом для Кухни-руины? Обычное сравнение с храмом Сивиллы (Весты) в Тибуре поверхностно и неточно, поскольку архитектурные и конструктивные детали, несмотря на общую схожесть плана как круглого сооружения, не совпадают.

В.Я.Курбатов оставил такое наблюдение: «Только такой большой мастер, как Гваренги, мог придать забаве серьезное значение и создать не подделку, а столь подлинную красоту, что эта построечка могла бы смело стоять где-нибудь на краю Via Appia или Via Nomentana». Оно отсылает нас к сооружениям древнеримских гробниц и мавзолеев вдоль этих дорог, и, действительно, среди них находится удачный пример. Можно поразиться совпадением архитектурной конструкции Кухни-руины Кваренги и верхней части древнеримского погребального сооружения на Аппиевой дороге за пределами Рима, прозванного из-за своей замысловатой формы «Прялкой». У обеих -стены укреплены примыкающими колоннами, в верхней части между ними прямоугольные заглубления для рельефов, а под ними располагаются полукруглые ниши. Кваренги мог видеть этот памятник во времена его археологических штудий, но существовал ли его собственный рисунок, теперь затруднительно сказать. Взаимоотношения Екатерины II и Кваренги не позволяют сомневаться, что они обсуждали будущий проект павильона и явно были вдохновлены прототипом. Как будто, заказчица не была смущена, что вид садового павильона с функцией кухни напоминает древнеримский мавзолей. Видимо, осознавалась вторичность функции (как кухня павильон использовался не столь часто), и, видимо, заказчица, восприняла идею архитектора присоединить к заимствованной круглой форме мавзолея, сделав вход в виде выступающего портика, напоминающего триумфальную арку, и, таким образом, сместить акцент с погребального на героический. Ее вдохновляли принципы организации садового пространства, с замкнутой перспективой и объемным выделением построек и деревьев, применяемые Кваренги, который был в одном лице архитектором, художником ведуты и, как получалось, садовым «дизайнером», и она согласилась с данной формой сооружения как необходимой для идеального завершения композиции этого участка парка. Можно также полагать, что последовательное строительство в непосредственной близости Концертного зала и Кухни-руины явилось трансформацией затеи устройства «античного дома», возникшей у Екатерины и описанной в письме 2 сентября 1773 года. Отвечая ей в тот же день, воодушевленный идеей Фальконе советовал императрице в дни обитания в этом доме облачаться и подавать блюда и вина на античный манер. При создании павильона Дж. Кваренги воспользовался бывшими в его распоряжении фрагментами подлинных античных памятников — мраморными капителями, карнизом и фризом с высеченными гирляндами.

В силу разных причин и стечения обстоятельств замысел руины и строительство, начавшееся в 1785 году, оказались знаковыми. К тому моменту у Екатерины II уже было ощущение полноты ее собственной коллекции античных мраморов: вторая партия коллекции Лайда Брауна прибывает в Санкт-Петербург в 1784 году, и в 1785 в Царское Село доставляют купленную коллекцию античной скульптуры И. И. Шувалова, не говоря о более ранних поступлениях скульптуры с греческих островов и посылок Шувалова из Рима. Впоследствии императрица не будет стремиться к приобретению коллекций антиков, также как она теряет интерес к дальнейшему поступлению рисунков Клериссо. Известно, что она разделяла многие вкусы и устремления в собирательской деятельности своего фаворита А.А.Ланского, который умер в 1784 году. При продвижении по Собственному садику со стороны Зубовского флигеля посетителю постепенно открывается вид на своеобразную долину с сооружениями «nel gusto antico» — памятник Ланскому и Кухню-руину. Вместе с Концертным залом они составляют завершенную картину, которая в сознании просвещенного наблюдателя наполняется возвышенным и ностальгическим смыслом. Пьедестал с урной (памятник, посвященный дружбе Екатерины и Ланского), храм (Кваренги называл Концертный зал храмом Цереры, в чем несомненная отсылка к образу Екатерины) и руина-гробница с подлинными древнеримскими фрагментами напоминают о глубоком пристрастии к антикам императрицы, ее фаворита и ее архитектора, о тщете и величии идей, о вечном времени.

Дополняет облик павильона копия полуразрушенной античной статуи римского консула на фасаде. Кухня предназначалась для разогревания кушаний во время собраний в Концертном зале. Во время войны были утрачены окна и двери павильона, повреждена крыша, уничтожена внутренняя отделка, сильно пострадали барельефы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.