Идея установки памятника Великому князю Николаю Николаевичу — главнокомандующему армией на Балканах в сражениях русско-турецкой войны 1877—1878 годов, возникла в 1910 году. Для обсуждения места установки памятника создали комитет, который в начале просил для памятника участок на Конногвардейском бульваре, затем двор Николаевского дворца. Предложения эти не были положительно восприняты городской Думой, после чего был предложен компромисс — установить памятник На Ново-Манежном сквере.
Честь создать монумент была оказана итальянскому скульптору Пьетро Каноника, которому, между прочим, принадлежит и авторство бюста Николая II в Павловске. Десятиметровую скульптуру ваяли в Турине, откуда в Петербург её доставили по морю. Когда в Петербург приехал монумент, глазам встречающих предстала фигура Великого князя, сидящего на коне с фельдмаршальским жезлом в руке. На постаменте было установлено четыре горельефа, на одном из которых находилось изображение парада под стенами Константинополя с великим князем на первом плане, рядом с коим были показаны император Александр III, великий князь Владимир Александрович, герцог Сергей Лейхтенбергский, принц Карл и русские генералы. На задней части памятника можно было увидеть горельеф с группой из пяти знаменосцев, символизирующей единение славян Балканского полустрова под главенством России. На боковых сторонах располагались изображения батальных сцен.
Памятник открыли 25 января 1914 года в атмосфере торжественности, которая приличествовала столь знаменательному случаю — здесь был и парад воинских частей, и крестный ход и последующее за ним богослужение. 12 апреля 1918 года был подписан знаменитый декрет «О памятниках республики», подразумевавший собой ликвидацию памятников в честь царей и их слуг. Официальная версия — памятники более не представляли художественной ценности, номинально и по сути — новой власти не нужны были славящие павший режим монументы. Так исчез с Манежной площади памятник, на месте которого сейчас находится фонтан.