Лермонтов в Санкт-Петербурге: адреса

«Нет, я не Байрон»: петербургские адреса Михаила Лермонтова. Москвича в восемнадцать лет завела нелегкая в Петербург, с этого дня его жизнь, военная служба и слава были неразрывно связаны с Северной столицей. Кто знает, не прибудь Лермонтов в 1832-м году в Петербург, быть может, жизнь его сложилась бы совершенно иначе и не оборвалась так рано и так трагично. Рассказываем, с какими петербургскими адресами связана жизнь и творчество Михаила Лермонтова.

«Вдруг становлюсь воином» — переезд в Петербург

«Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой».

В 1832-м году 18-летний Михаил Лермонтов – «еще неведомый избранник» — бросает Московский университет и отправляется в Петербург, рассчитывая продолжить обучение в Петербургском университете. Сложно сказать, почему поэт принял такое решение: то ли перспектива учиться в столице прельщала его больше, то ли в город муз потянул поэта «мятежный» творческий дух. Так или иначе, в переводе из одного вуза в другой Лермонтову отказали. Это и предопределило его дальнейшую военную карьеру и, возможно, роковой исход жизни. Близкий друг Лермонтова Столыпин тогда посоветовал несостоявшемуся студенту держать экзамен в школу кавалеристских юнкеров и гвардейских подпрапорщиков, куда спустя несколько недель и был зачислен молодой поэт. Кстати, практически в это же время в эту же школу поступил и Мартынов – тот самый, с кем спустя 9 лет Лермонтов сойдется в последней дуэли. А живет юный гусар в это время в двухэтажном особняке своего двоюродного деда Никиты Арсеньева. В своем прежнем виде этот дом с садовым участком не уцелел: в 1912 году его перестроили, сделав шестиэтажным, но на лестнице со стороны улицы Союза Печатников и сегодня можно заметить выступающие аркады. Размышляя над неожиданным поворотом судьбы, он так писал своей возлюбленной М. Лопухиной: «Я до сих пор предназначал себя для литературного поприща и принёс столько жертв своему неблагодарному кумиру и вдруг становлюсь воином». Впрочем, воином Михаил Юрьевич стал лишь формально, до конца жизни так и оставшись верным литературе.

улица Союза Печатников, д. 8/10а

«Циничный горбун» — учеба в школе прапорщиков

«Он был рожден для счастья, для надежд
И вдохновений мирных!— но безумный
Из детских рано вырвался одежд
И сердце бросил в море жизни шумной»

В этом доме на современной улице Союза Печатников в течение нескольких лет протекала жизнь юного гусара. Должно быть, Петербург со всеми его светскими вечерами и развлечениями все-таки не удовлетворял в полной мере неугомонный дух поэта: известно, что Лермонтов был горяч, сильно превосходил сверстников по уровню интеллекта и эрудированности и всегда стремился к риску и опасностям. Результатом одного авантюрного пари стала пожизненная хромота: Лермонтов поспорил, что легко справится с необъезженной лошадью, после чего провел две недели в лазарете и заслужил прозвище «маюшка»: в романах, которыми увлекались в высшем военном свете, так называли «циничного горбуна», отчаянного и решительного. Именно такую репутацию и заслужил Михаил Юрьевич в школе прапорщиков, которая сейчас носит название Николаевское кавалерийское училище.

Лермонтовский проспект, д. 54.

Дом княгини Шаховской

«Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!»

В 1836 году Лермонтов снял квартиру для своей бабушки на улице Садовой, куда вскоре переехал и сам. Сейчас это здание, исторически известное как дом княгини Шаховской, имеет пять этажей, хотя изначально было трехэтажным. В этой квартире Лермонтов написал роман «Княгиня Лиговская». Здесь же до него дошло известие о трагической дуэли Александра Пушкина с Дантесом, и, вероятно, первые строфы знаменитого стихотворения «Смерть поэта» родились в квартире на Садовой, д. 61.

Садовая улица, д. 61.

«Погиб поэт» — заключение в здании Главного штаба

«Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!»

Стихотворение Лермонтова, написанное за одну ночь, в мгновение разлетелось по Петербургу. Современники вспоминали, что оно переписывалось от руки, заучивалось наизусть и передавалось из уста в уста. Уже спустя сутки о нем твердил весь Петербург. Но вместе с поэтической славой к молодому Лермонтову пришла и расплата: спустя неделю после смерти Пушкина, он дописал последнюю строфу «А вы, надменные потомки…», которая и определила его дальнейшую судьбу.

Стихотворение на смерть Пушкина, провокационно переименованное кем-то из завистников в «Воззвание к революции», попало к Николаю I, который велел провести обыск в квартире смутьяна на Садовой улице и взять его под арест. Как и полагалось офицерам, Лермонтова содержали под стражей в здании Главного штаба, на самом последнем этаже. Говорят, Николай I настолько возмутился прочитанным, что велел одному из докторов внимательно осмотреть автора – не помешан ли он?

За свой поэтический вызов Лермонтов был лишен возможности писать что-либо, находясь в заключении: у него изъяли чернила и бумагу, однако это не помешало ему записать на клочках хлебной бумаги с помощью вина, сажи и спичек бессмертные стихотворения «Узник», «Сосед», «Когда волнуется желтеющая нива…» В 1837 году Лермонтова перевели в Нижегородский драгунский полк, где он пребывал вплоть до февраля 1837 года, когда его возвратили из ссылки в Петербург.

Главный штаб, Дворцовая площадь

«Глубокий и могучий дух» — последняя зима в Петербурге

«Одинок я — нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем;
Только слышно: за дверями
Звучно-мерными шагами
Ходит в тишине ночной
Безответный часовой».

Но заключение под стражей и ссылка не стали уроком для поэта-бунтаря. Лермонтов, никогда не отличавшийся сдержанностью, не стал скрывать своих убеждений и на этот раз. За дуэль с французским послом де Барантом в 1840-м году он был заключён в Ордонанс-гауз — Петербургскую офицерскую тюрьму, где сейчас располагается военная комендатура. Известно, что в заключении Лермонтова посетил Белинский, после чего написал следующие строки: «… Недавно я был у него в заточении и в первый раз разговорился с ним от души. Глубокий и могучий дух. Как верно он смотрит на искусство, какой глубокий и чисто непосредственный вкус изящного! О, это будет русский поэт с Ивана Великого! Чудная натура».

Вскоре Лермонтов переведен на Арсенальную гауптвахту. В этом же году он собирался выйти в отставку и снова вернуться к своему «неблагодарному кумиру» — литературе. Но бабушка мечтала видеть внука состоявшимся военным чиновником, и поэт, для которого она значила так много, не решился перечить.
Поэтому весной 1841 года он был вынужден возвратиться в свой полк на Кавказ. В Пятигорске произошла его ссора с майором в отставке Николаем Мартыновым, с которым и состоялась последняя дуэль. По официальной версии, во время поединка Лермонтов, сам спровоцировавший дуэль, выстрелил вверх, тогда как пуля противника попала точно в цель.

Садовая улица, д. 3

Памятник в Петербурге

«Быть может, за стеной Кавказа
Укроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей».

На Лермонтовском проспекте перед домом N54, в которое была переведена в начале 1840 года школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, находится памятник М.Ю.Лермонтову. Открытие его было запланировано на 1914-й год, но помешала Первая мировая война. Бронзовая скульптура поэта c изображением воинских доспехов, а также самых известных произведений была установлена на гранитном пьедестале в 1916-м году к 75-летию со дня смерти поэта. В этом же году проспект был переименован в Лермонтовский.

Лермонтовский проспект, д. 54

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.