Усадебный комплекс дворца Бобринских сложился на участке, выходящем на Галерную улицу и набережные двух каналов — Адмиралтейского и Ново-Адмиралтейского. Этот район города всегда считался престижным. Во второй половине XVIII века участком владел А. В. Храповицкий, секретарь Екатерины II. Там находился его дом «о десяти покоях».
В 1790-х годах дом приобрел сенатор Петр Васильевич Мятлев, для которого архитектор Л. Руска перестроил особняк, объединив стены двух находившихся по соседству старых зданий. Это была одна из первых самостоятельных работ зодчего в Петербурге.
В 1797 году дворец получил в подарок от императрицы Марии Федоровны А. Г. Бобринский.
Застройка участка была типичной для городской усадьбы конца XVIII века. Здание, П-образное в плане, образовано тремя связанными друг с другом корпусами. Главный дом, отличающийся богатой архитектурной обработкой, расположен в глубине участка. Обширный парадный двор окружают низкие служебные флигели и ограда с монументальными въездными воротами. Ограда и пилоны ворот украшены копиями античных бюстов.
Главный фасад дворца выходит во двор. Его средняя часть отмечена четырехколонным ионическим портиком, который объединяет первый и второй этажи. Вертикали колонн продолжены мраморными статуями, стоящими на антаблементе и олицетворяющими времена года. Статуи выполнены неизвестным итальянским скульптором в первой половине XVIII века. Между вторым и третьим этажами помещен сильно выступающий карниз.
Главный вход во дворец расположен со стороны парадного двора, куда можно попасть с Галерной улицы. Через неширокие проемы въездных ворот виден лишь центральный ризалит здания.
Садовый фасад выглядит более нарядно. Его оживляют закругленные выступы ризалитов-полуротонд по бокам и портик коринфского ордера с фронтоном в центре. Центральный ризалит трехэтажный, боковые ризалиты построены в два этажа.
В одну линию с садовым фасадом главного здания был построен дополнительный корпус, на втором этаже которого находился самый большой парадный зал дворца. Фасады этого корпуса не имели особой художественной отделки, так как скрывались в глубине небольшого сада со стороны Мойки.
Сад отделяют от набережных каменная рустованная ограда и сквозная решетка. В углу ограды, у пересечения Адмиралтейского канала и реки Мойки, высится небольшой двухэтажный павильон-беседка, увенчанный плоским куполом. Его фасады по периметру украшены арочными окнами. Оформление павильона дополнено балконами второго этажа и спуском в сад.
В 1822-1825 годах по поручению графа А. А. Бобринского
внутренние помещения дворца перестроил архитектор А. А. Михайлов 2-й. Он создал анфиладу парадных залов со стороны сада. Поражала своим великолепием отделка Парадной лестницы, Красной гостиной, Белого и Танцевального залов.
Белый зал украшен великолепной росписью, выполненной, по всей вероятности, Дж. Б. Скотти. Роспись можно увидеть и в Танцевальном зале, а также в некоторых других помещениях.
В XIX в. дворец стал одним из самых знаменитых центров светской и культурной жизни Петербурга. Супруга Бобринского Анна Владимировна основала салон, где частыми гостями стали В. А. Жуковский и П. А. Вяземский, дипломаты К. Несельроде и А. М. Горчаков. Нередко бывал здесь и А. С. Пушкин. Салон Бобринских посещали императоры Александр I и Николай I, а на балах танцевала «вся столица».
За время владения дворцом графы Бобринские собрали в своем доме прекрасную библиотеку в 20 тыс. томов. Гостиные и кабинеты дворца были украшены великолепной коллекцией бронзы почти из 500 предметов и десятками ковров, в том числе настенных. Собрания серебра и фарфора выставлялись в специальных витринах, так же как и «ценные древности» — монеты, драгоценности, табакерки, коллекция лиможских эмалей. Комнаты дворца украшали портреты кисти Д. Г. Левицкого, Ж. Б. Греза, картины С. Ф. Щедрина и многих других художников. Уникальность дворцовых интерьеров и художественного убранства отмечал А. Н. Бенуа.
В годы Первой мировой войны хозяева разместили во дворце военный госпиталь.
В 1918 году участок у хозяев отняли. Годы спустя семья Бобринских эмигрировала во Францию. Собранная ими небольшая, но ценная коллекция произведений живописи поступила в Государственный Эрмитаж. Богатое убранство дворца было частично расхищено, частично передано в различные музеи.
До недавнего времени в здании размещался Научно-исследовательский институт комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета.
Сейчас дворец находится на реставрации. Здесь планируется открытие Смольного института свободных искусств и наук.
Адрес: Галерная ул., 58 — 60