Некий богатый англичанин, наслышанный о красоте Петербурга, на склоне лет заявил, что ему совершенно необходимо побывать в России и увидеть ограду Летнего сада и Стрелку Васильевского острова. В пору белых ночей его яхта вошла в Неву и бросила якорь напротив Летнего сада. Изумленный и очарованный сказочной красотой северных шедевров, престарелый британец отказался сойти на берег, заявив, что в этом нет никакого смысла, так как более прекрасного он уже не сможет увидеть. После этого яхта снялась с якоря и взяла курс на Англию.Одно из двух. Либо эта легенда родилась на берегах Темзы и, завезенная британскими негоциантами в устье Невы, попала на благодатную почву и счастливо обрела вторую родину, либо она возникла в одном из петербургских салонов и, подхваченная тысячеустым Петербургом, стала романтическим выражением любви горожан к своему городу.
История создания набережных Невы. Создание гранитной оправы Невы – ее знаменитых набережных – относится к 1763-1785 годам и связано с именем Юрия Матвеевича Фельтена. Ему принадлежит как сама идея, так и осуществление целого ряда мероприятий, в состав которых входило, кроме сооружения собственно гранитных парапетов со съездами, спусками и сходами к воде, строительство мостов, пристаней, причальных стенок, художественных оград. В ряду этих звеньев единой и прекрасной градостроительной цепи в 1773 году началось сооружение ограды Летнего сада, на которую уже современники, по выражению В. Курбатова, смотрели как на чудо света. И действительно, классический ритм чередующихся лаконичных строк чугунных копий, с изящным, словно в сонете, завершением в конце поэтического ряда, вызывает смутное, как во сне, необъяснимое ощущение чуда, ради которого стоит хоть один раз побывать в Петербурге.
К сожалению, история не оставила письменных доказательств конкретного авторства ограды. В разное время ее сооружение приписывали таким православным зодчим, как Ринальди, Баженов и Валлен-Деламот. Однако современные исследователи почти единодушно считают авторами этого феномена Юрия Фельтена и Петра Егорова. Их совместная работа определила облик не только левого берега Невы, но в известном смысле повлияла на характер восприятия всего гигантского комплекса набережных обоих берегов.
В равной степени с оградой Летнего сада имела право на легенду и сказочная красота Стрелки Васильевского острова, графическая лаконичность решения которой явилась блестящим итогом многолетних поисков целого созвездия петербургских зодчих – от Доменико Трезини и Джакомо Кваренги до Тома де Томона и Андреяна Захарова. Действительно, весь облик новой столицы производил завораживающее впечатление на иностранных гостей. Так, посетивший Петербург Александр Дюма именно о Стрелке Васильевского острова сказал: «Я не знаю, есть ли в мире какой-нибудь вид, который мог бы сравниться с развернувшейся перед моими глазами панорамой». Ему вторит мадам де Сталь: «Нельзя не задуматься над чудом создания столь прекрасного города в такое малое время». А вот запись иностранца, относящаяся к 1803 году: «Санкт-Петербург :благодаря прелести своих эспланад возвышается среди всех многолетних сестер своих, как красивый цветущий ребенок среди стариков». Все это рождало легенды.