Особняк графини М. Э. Клейнмихель

Этот дом на Каменном острове графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель арендовала в 1893 году сроком на 90 лет. В конце 1918-го ей с трудом удалось отправиться во Францию. А особняк уцелел и красуется до сих пор — теперь он тоже в частных руках, но его владельцы, в отличие от графини, себя не афишируют.

Мария Эдуардовна Клейнмихель, урожденная фон Келлер, родилась в 1846 году в Киеве. Ее отец был губернатором Минска, с 1863 года — сенатором, действительным статским советником. В парижском музее д’Орсэ хранится портрет Марии работы Александра Кабанеля, датированный 1873 годом: изысканная молодая красавица в бальном наряде. В 1872 году она вышла замуж за генерал-майора графа Николая Петровича Клейнмихеля, а через шесть лет овдовела.

В 1893-м 47-летняя графиня арендовала особняк на реке Крестовке, в который вдохнула бурную жизнь.»Самой знаменитой хозяйкой того времени была графиня Клейнмихель, о балах-маскарадах которой говорил весь петербургский свет. Богатая, эксцентричная, чуть-чуть прихрамывавшая, графиня редко покидала свой особняк, и каждый, кто занимал хоть какое-то положение в обществе, считал честью быть приглашенным к ней в дом. Это была гранд-дама до кончиков ногтей, — свидетельствовала великая княгиня Ольга Александровна, — и в то же время необычайно проницательная и умная женщина. Каким-то образом ей удавалось узнать сокровенные тайны почти всего петербургского общества. Ее особняк прослыл рассадником сплетен. Ко всему, она увлекалась оккультными науками», — писал в своей книге «Последняя Великая княгиня» Йен Воррес.

А вот что писала «Петербургская газета» в июне 1910 года: «…многолюдные собрания на Каменноостровской даче у графини Клейнмихель по четвергам, когда на площадке перед дачей весь вечер и за полночь многочисленные моторы и autocars ожидают разъезда гостей. Салоны любезной и гостеприимной хозяйки летом на даче, так же как и зимой, в приемные дни, наполняются многочисленными посетителями. Здесь собирается весь великосветский Петербург, все иностранные дипломаты, приезжающие из-за границы знатные лица, привлеченные как любезным и приветливым радушием приема, так и перспективой интересной беседы с хозяйкой дома и посетителями ее салона». Графиня состояла в родственных отношениях со многими аристократическими фамилиями: с Барятинскими, Мещерскими, Ржевусскими, Сапегами, Витгенштейнами, Бенкендорфами, Деказами, де-Бовуар. Говорили, что она была на дружеской ноге с кайзером Вильгельмом, что чуть не погубило ее в годы Первой мировой войны. Но все обошлось — и в те годы графиня на собственные деньги организовала в особняке госпиталь.

Что касается архитектурного облика особняка, то он складывался постепенно, в его создании участвовал не один архитектор. Особняк в своем первозданном виде был возведен по проекту архитектора Штакеншнейдера в 1834-1835 годах для руководителя и актера французской театральной труппы Женьеса. Позже дом принадлежал жене серебряных дел мастера Верховцевой. При ней особняк был перестроен, с западной стороны появилась просторная столовая из дерева.

Графиня Клейнмихель решила придать дому неоготический стиль: это осуществил архитектор Мейб в 1911-1912 годах. По его проекту появился высокий шпиц — кровля пирамидальной формы, угловая башенка и лепные детали. Ажурная кованая решетка с калиткой и двустворчатыми воротами с монограммой хозяйки дома «МК» была установлена в 1904 году по проекту архитектора Прейса. В 1912 году на заводе «Сан-Галли» по проекту Мейба были изготовлены неоготические ворота с круглыми столбами, увенчанными фонарями. Сегодня буйная зелень и внутренняя сплошная ограда из пластика скрывают многие детали фасада — в том числе и кованые фонари, которые держат в пасти драконы.

Интерьеры особняка не сохранились, но зато в качестве документального свидетельства остались фотографии Карла Буллы, сделанные для журнала «Столица и усадьба» — его владелицей была сама графиня. Внутренний облик дома был тоже весьма впечатляющим. Стены особняка декорировали дубовыми панелями, большую гостиную украшал беломраморный камин с атлантами, перед ним — сфинксы на низких постаментах.

На масленицу, в конце января 1914 года, графиня Клейнмихель устроила в особняке грандиозный костюмированный бал — было приглашено триста гостей. Это стало событием в большом петербургском свете. В качестве главного дизайнера выступал сам Лев Бакст — он сделал эскизы некоторых костюмов. Гости выступали в роскошных восточных нарядах, было устроено шествие в духе «Тысячи и одной ночи». Фотографии бала сохранились до наших дней. Среди гостей были великие княгини Ольга Александровна, Мария Павловна, Виктория Федоровна, великие князья Кирилл Владимирович и Борис Владимирович, принц Александр Баттенбергский, петербургские красавицы княгиня Орлова и Олив и другие светские знаменитости.

По некоторым свидетельствам, в дни февральской революции 71-летнюю графиню арестовали. Ее якобы обвиняли в том, что она стреляла по революционным отрядам, но вскоре отпустили. Когда она вернулась в особняк на Каменном острове, то увидела жуткую картину: винный погреб разграблен, революционные солдаты на парадной лестнице, украшенной портретами представителей рода Романовых, устроили пальбу и варварски изуродовали живопись. А в октябре 1917-го графине пошла на хитрость. До прихода погромщиков она повесила на ограду табличку: «Вход воспрещен. Здание принадлежит Петроградскому совдепу. Графиня Клейнмихель заключена в Петропавловскую крепость». Так она спасла свою жизнь.

В 1918 году графиня, продав дом и коллекцию, навсегда уехала из России во Францию, с трудом получив паспорт через посольство Швеции. После эмиграции хозяйки особняк национализировали и передали Объединенному клубу домов отдыха рабочих. В 1922 году графиня за рубежом издала мемуары под названием «Из потонувшего мира». В России они, как ни странно, тоже были опубликованы в 1923 году, но скорее всего со значительными купюрами цензуры — в этом издании всего 86 страниц, тогда как в иностранных — 304 страницы.

Графиня Мария Клейнмихель, последняя владелица особняка на Каменном острове, умерла 19 ноября 1931 года в Париже. Она похоронена на кладбище в Версале вместе со своим братом Александром.

В 1980-х годах интерьер особняка реставрировали, что окончательно его погубило, и особняк стал клубом отдыха Балтийского речного пароходства. Сегодня в здание попасть невозможно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.