Почему у Главного штаба острый угол?

В Петербурге есть явления, которые на первый взгляд кажутся необъяснимыми, но, на самом деле, ответ на вопрос «Почему так?» лежит на поверхности. Например, почему у здания Главного штаба такая странная форма с острым углом? Это сейчас Дворцовая площадь имеет строгий парадный облик, ничего лишнего, стройные линии Главного штаба четко очерчивают ее границы, а с другой стороны — Эрмитаж, богато украшенная императорская резиденция. А почти весь XVIII век это была не самая ухоженная площадка рядом с Зимним дворцом в его многочисленных версиях. Напротив царского дома стояли здания, где жили купцы и послы иностранных государств. Все это выглядело не слишком аккуратно с визуальной точки зрения. Оформление ансамбля Дворцовой площади началось во времена Екатерины Второй, когда Фельтен выстроил единым фасадом здания напротив.

Если подойти со стороны Мойки к площади, то кажется, что здание Главного штаба состоит из одной тонкой стены с окнами. На самом деле, это острый угол, какого нет ни у одного из петербургских строений. И появился он еще при Екатерине. Росси просто встроил свой Главный штаб в схему расположения старых построек.

Оформлявший екатерининскую Дворцовую Фельтен мог этого странного угла и избежать. В таких случаях обычно специально скругляют угол здания, это классический принцип. Но Фельтен решил пойти на поводу у среды (прежде всего, природной — Мойку ведь никуда не перенести) и намеренно сделал силуэт здания таким грубым. И это неспроста. Считается, что Петербург был первым городом в Европе, где изначально применялась геометрическая строгость планировки улиц (вспомните линии на Васильевском острове). Кривизна береговой линии значения, по сути, не имела: перспектива попросту обрывалась, никаких намеренных спрямлений или закруглений.

С другой стороны, в 1730-е годы в городскую постройку оказалась встроенной и другая перспектива, римская лучевая (Невский, Вознесенский, Гороховая, Дворцовая и Адмиралтейство). Это единственный в истории мировой архитектуры пример пересечения двух систем. Угол Главного штаба получился именно от столкновения этих систем. Росси только подчеркнул эту борьбу двух архитектурных сред и необходимость встраивать новый архитектурный ансамбль в старый формат.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *