Как «прочитать» Александрийскую колонну?

Александрийская колонна, Исаакиевский собор, Адмиралтейство… Мы так часто видим их, что глаз привычно скользит по барельефам и скульптурам, ни на чем не задерживаясь. Но стоит на секунду остановиться и посмотреть на привычные здания осознанно – тут же возникают вопросы: а это что символ? Почему именно здесь помещен? Что обозначает? Давайте попробуем «прочитать» барельефы на постаменте Александрийской колонны. В этом выпуске мы специально ничего не будем писать про историю самой колонны и про то, что она является чудом инженерии того времени; сосредоточимся только на барельефах – благо, о них есть, что рассказать.

Сначала посмотрим на тот барельеф, что со стороны Зимнего дворца.

В центре – две крылатые фигуры, которые можно было бы принять за ангелов. Однако правильное их название – «Славы». Такие крылатые фигуры появляются еще в античном искусстве: обычно они изображались с венком в руке; венок этот они надевали на голову герою или полководцу, прославляя его. В европейском же искусстве они могут изображаться и с венком, и с трубой, и с надписью. В данном случае надпись гласит: «Александру I благодарная Россия».
Внизу по бокам – две фигуры, мужская и женская. У женской в руке – якорь, у мужской – рог изобилия. Опираются они на сосуды, из которых льется вода: на одном сосуде написано «Неман», на другом – «Висла».

Нетрудно догадаться, что именно эти реки и олицетворяют собой фигуры. С форсирования Немана войсками Наполеона начинается война 1812 года (описание этого события есть в романе «Война и мир»). А вот с пересечения русской армией Вислы начинается кампания 1813 года.
Почему реки изображены с якорем и рогом изобилия? Якорь, ясное дело, символ судоходства. Что же касается рога изобилия, то в древности он часто выступал символом Нила, а затем – и вообще рек: ведь именно воды реки делают землю вокруг изобильной.
Окружены фигуры изображениями шлемов и доспехов. Такие композиции из оружия характерны для классического искусства. Однако в данном случае оружие это не греческое или римское, а именно русское, точнее, древнерусское: открытые шлемы, кольчуги с пластинами на груди. Выбор понятен: ведь Монферрану нужно было прославить именно русское оружие (кстати, сам Монферран утверждал, что многие предметы вооружения он срисовал с экспонатов Оружейной палаты в Кремле).

Обойдем колонну справа и посмотрим на ту сторону, которая обращена к Адмиралтейству.

Здесь – снова оружие, но уже римское (это, видимо, Монферрану было привычней). А по бокам – две аллегории. Справа – справедливость. Узнать ее легко: в одной руке она держит меч (традиционный атрибут справедливости: меч – оружие благородного рыцаря, защищающего слабых от насилия сильных; в то же время меч, зачастую, и орудие палача, наказывающего несправедливости и преступления), а в другой – весы (их рассмотреть не так легко: хорошо видна только перекладина весов в руке Справедливости; но опустите взгляд ниже – и вы увидите цепь и чашу весов).

Вторая фигура – Милосердие. С ней все несколько сложнее: в одной руке – пальмовая веть, которая с первых веков христианства становится символом мира (видимо, это связано с описанием въезда Христа в Иерусалим: «На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышавши, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!»), а в другой – чаша. В средние века чаша становится частым атрибутом милосердия: ведь в чаше можно подать воду усталому путнику или еду голодному нищему. Вот картина эпохи Возрождения: здесь чаша Милосердия сделана из раковины:

Вот еще одна средневековая аллегория: здесь чаша полна фруктов:

Почему на колонне изображены именно Справедливость и Милосердие? По-моему, это вполне логично: Справедливость – это справедливое возмездие, настигшее Наполеона, который первым начал войну и поплатился за это. Милосердие же – это намек на то, как поступили с Наполеоном победители (согласитесь, простая ссылка – наказание весьма мягкое; могли бы ведь и голову с телом разлучить…)

Со стороны Главного штаба.

Тут все просто: с одной стороны – История, записывающая годы военных действий. С другой – Слава, с пальмовой веткой и лавровым венком (символ славы и победы).

Наконец, последняя композиция.

С одной стороны – Слава с венком и рогом изобилия (символ благоденствия, наступившего после окончания войны). С другой – богиня Афина в обычном своем шлеме (кстати, заметьте: на вершине шлема 0 малюсенький сфинкс). В руке – копье, на груди – щит с головой Медузы Горгоны (по одному из вариантов мифа, не Персей, а именно Афина убила Медузу Горгоны, после чего стала носить ее обращающую врагов в камень голову на груди). Правда, у Афины есть крылья, хотя в античности ее крылатой не изображали: видимо, Монферран решил здесь совместить образ Афины и Славы. Обратите внимание на баранью голову у ног фигуры слева: это – завершение тарана. В античности тараны и вправду часто украшались такими головами с железными рогами. Напоминание об этом осталось в современных языках: например, «ram» — по-английски и «баран», и «таран».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.