Построенный специально для Санкт-Петербурга ледокол «Невская застава» помогает сохранить мосты и причалы города и не допустить паводка. Чтобы справится с ледовым затором в самом сложном месте Невы — рядом с Финляндским железнодорожным мостом — у экипажа ледокола уходит около часа. Лед здесь самый толстый — свыше двух метров. До такой толщины он вырос меньше чем за два дня.
Сменный капитан ледокола Виктор Суворов: «Нева – река очень быстрая. Она несет лед, который скапливается, получается зажор — скопление небольших частиц льда, наподобие плотины. В результате подтапливает грузовой район, Обуховский завод«.
Чтобы избежать таких подтоплений и нужно вскрывать Неву. Кроме того, расколотый лед существенно снижает нагрузку на упоры мостов и причальных стен. Пробив лед у Финляндского моста, судно ложится на обратный курс к РЭБ флоту на малой Неве. Такие рейсы в январские морозы «Невская застава» делает каждый день. Ледокол спасает город от наводнений во время весеннего паводка вот уже пять лет. Раньше заторы, которые достигали 12 и более метров и доходили практически до дна реки, приходилось взрывать. Резко вырывающиеся потоки воды устремлялись с огромной скоростью вниз по течению и несли разрушения. Сейчас же петербуржцы могут наслаждаться тем, как по их любимой реке с треском проходит, оставляя за собой парящий шлейф спасительный ледокол.