Факты о Мариинке

Новое здание Мариинки, которое открыли для посетителей лишь в мае прошлого года, только начало свое путешествие в века, и какая судьба его ждет, узнают наши потомки. А мы, будучи наследниками славных театральных традиций города, вспомним некоторые редкие и любопытные факты из истории старого здания самого первого оперного театра в России.

Факт первый. Мало кто знает, что для труппы Мариинки вновь открывшееся здание является не вторым, а третьим помещением, где выступает прославленный коллектив. Если брать во внимание, что становление труппы проходило в Каменном театре еще при Екатерине II. После возведения здания, которое мы привыкли называть Мариинкой, труппа Каменного театра разделилась на драматическую, оперную и балетную. Вместе с новой сценой коллектив получил и новое название, которое носит и сегодня.

Факт второй. Имя императрицы Марии Александровны увековечилось не только в названии театра, но и в его эмблеме, которой считается занавес работы А. Головина. Этот главный театральный атрибут выполнен в виде шлейфа платья императрицы.

Факт третий. «Мягкие» декорации спектаклей изготавливаются, как и 150 лет назад, в зале, носящем имя художника А. Головина. Но знаменито это помещение еще и тем, что именно здесь произошла ссора между М. Волошиным и Н. Гумилёвым, которая закончилась дуэлью.

Факт четвертый. Опера «Жизнь за царя», которая открыла череду ярких всемирно известных постановок Мариинского театра, в советское время называлась «Иван Сусанин». Считается, что название было изменено по идеологическим соображением. И это мнение не идет против истины. Но мало кому известно (кроме, конечно, историков театра и искусствоведов), что таким образом опера в советский период носила свое первоначальное, задуманное Глинкой репетиционное название. «Жизнь за царя» — это название опера получила благодаря усердию С. Гедеонова, директора Императорских театров, и в угоду, опять же, идеологии.

Факт пятый. В 70-е годы прошлого века во время ремонта под настилом оркестровой ямы нашли битый хрусталь. Не долгого думая, его удалили, как мусор, что резко ухудшило акустику зала.

Факт шестой. Несмотря на наличие в зрительном зале царской ложи, она, в основном, пустовала, даже когда император с супругой присутствовали на спектакле. Монарх любил больше семейную царскую ложу, что напротив ложи директора театра. Что было причиной такого выбора, скромность ли царя, соображения ли безопасности — неизвестно. Известно лишь то, что из ложи есть потайная дверь за кулисы, которая ведет к гримерным солисток. По преданию, таким путем молодой царевич Николай навещал солистку театра Матильду Кшесинскую.

Факт седьмой. Освещает зал непревзойдённая по красоте трехъярусная люстра из бронзы. Вес этого гигантского светильника составляет 2,5 тонны. Свет 210 лампочек играет на 23 тысячах хрустальных подвесок.

Факт восьмой. В операх «Хованщина» и «Борис Годунов» звучит настоящий колокол, который в труппе называют «почетным артистом». Его возраст — около 200 лет. Это приобретение театра относят к 30-м годам прошлого столетия, к печальному периоду политики богоборчества.

Факт девятый, но для тех, кто интересуется историей театра, далеко не последний. С открытием новой сцены историческое здание Мариинки не потеряло ни своего очарования, ни функциональной значимости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.