Памятник Петру I перед Михайловским Замком

Эта бронзовая конная статуя была установлена в 1800 году на площади Коннетабля (ныне с 2003 года пл. Петра Великого). Император изображен в одеянии римского полководца, с лавровым венком на голове и фельдмаршальским жезлом в руке. Прообразом для нее послужила конная статуя Марку Аврелию в Риме.

IMG_0181

От создания до установки этого памятника прошло больше 50 лет. Мешали этому и вкусовые предпочтения царственных особ, и долгий выбор достойного для него места.

В 1717 году Петр I заказал монумент скульптору Карло Бартоломео Растрелли. 7 лет мастер работал над ее созданием. Модель конного памятника со множеством аллегорических фигур и барельефов, прославляющих деяния первого российского императора, была завершена к 1724 году, однако смерть Петра I в январе следующего года надолго приостановила работу над осуществлением замысла. Лишь к 1744 году в времена царствования Елизаветы Петровны была сделана восковая модель, а отливку в бронзе произвели в 1745-1747 годах после смерти самого Растрелли.

Существовали проекты установки конного монумента на площади у здания Двенадцати коллегий или в круглой колоннаде на площади перед построенным Ф. Растрелли Зимним дворцом. Оконченную статую перевезли к Троицкому мосту, где под деревянным навесом она простояла 45 лет.

Екатерина II сочла, что памятник «не сделан искусством таким, каково б должно представить столь великого монарха», и с 1766 года скульптор Фальконе начал работу над новым монументом Петру Великому.

В 1782–1791 годах растреллиевская статуя находилась во владении князя Г.А. Потёмкина, но это не изменило её судьбы. Лишь в августе 1798 года император Павел I вспомнил о скульптуре и повелел установить её в Кронштадте, у входа в Петровский док. Но 3 марта следующего года был отдан новый указ — «отправление в Кронштадт монумента Петра I остановить».

В 1799 году Павел I распорядился установить монумент на площади Коннетабля перед строившимся для него Михайловским замком. На лицевой стороне пьедестала Павел повелел начертать: «Прадеду правнук».

Пьедестал монумента облицован олонецким мрамором белого, розового и зеленого оттенков. Это единственный в России образец конной статуи стиля барокко, который удачно вписался в классический ансамбль конца XVIII века.

На передней грани пьедестала на доске из серого мрамора золотыми литерами выложена надпись: «Прадеду Правнук 1800», приписываемая лично Павлу I. Выше её укреплён золочёный символ Российской империи — двуглавый орёл, увенчанный коронами.
Боковые грани украшены бронзовыми барельефами. Отливку барельефов осуществил литейщик В.П. Екимов. Барельефы установлены в ниши, оформленные в виде картинных рам.

На правой грани постамента установлен барельеф «Полтавская баталия». Основное внимание привлекают фигуры Петра I и его верного сподвижника А. Меншикова на фоне наступающих русских войск. Над их головами парят гении Победы, трубящие славу и венчающие лавровыми венками победителей. 27 июня 1709 года под Полтавой была одержана яркая победа над доселе считавшимся непобедимым шведским войском.
Справа на барельефе изображение Рака указывает на знак Зодиака, соответствующий июню.

На противоположной грани постамента установлен барельеф с ещё одним героическим событием Северной войны — «Битва при Гангуте». 26-27 июля 1714 года при мысе Гангут (совр. полуостров Ханко) была одержана победа в первом крупном морском сражении молодого российского флота. Основное внимание этого барельефа привлекает его левая часть. На флагманском корабле Пётр I руководит сражением. К нему спускается гений победы с лавровыми венками и пальмовой ветвью, другой гений победы трубит славу. Справа — уже пленённый шведский корабль с поднятым российским флагом. На заднем плане многочисленные корабли, участвующие в сражении.
В нижней части барельефа отображён один из трагических моментов морского сражения — спасение тонущего моряка.
В правом верхнем углу барельефа изображён Лев — знак Зодиака, указывающий на месяц июль.

На задней грани постамента, обращённой к Михайловскому замку, на доске из серого мрамора размещена золочёная композиция из лаврового венка и воинских атрибутов — знамён, орудийного ствола, ядра, сабли.

Памятник у Инженерного замка сохранился в годы вражеской блокады Ленинграда. В 1942–1945 годах бронзовая статуя, снятая с постамента, находилась в земляном укрытии в котловане, вырытом рядом. Крупные реставрационные работы по памятнику проводились в 1989–1990 годах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.