Немецкий Петербург

100 лет назад Петербург царским указом получил новое имя — Петроград. Тогда же началась борьба с засильем всего немецкого в городе и в России. При этом германские и австрийские подданные оставили немалый след в облике города. Мы выбрали семь самых значимых немецких мест Петербурга.

1. Германское посольство
Творение архитектора Петера Беренса — суровый немецкий монолит с колоннами и бронзовыми конными статуями на крыше — было настоящим памятником величию Германской империи. Потому не вызывает особого удивления тот факт, что именно посольство Германии более всех пострадало от атак патриотично настроенной публики, которая разнесла в дребезги все, что хранилось в тех помещениях, а заодно и сбросила статуи с крыши. Здание, впрочем, сохранилось.

Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь

2. Германские деревни
Немецкие колонии на севере города стали появляться в конце XIX века. Германские подданные неплохо занимались сельским хозяйством: их продукция пользовалась особенной популярностью на столичных рынках. Именно благодаря немцам началось развитие нынешних северных спальных районов города. Оттуда же появились и названия вроде «Гражданки».

Что удивительно, немецкая колония пережила всплеск антигерманских настроений во время Первой мировой войны, и даже стала в советское время образцовым совхозом. Но Великую отечественную немцы уже не пережили: после нападения нацистской Германии на СССР колонистов выселили в сибирь и Среднюю Азию. Сперва здания немцев заселили местные жители, а потом, во время строительства севера Выборгского и Калининского районов, большую часть построек сровняли с землей. Сохранилась только немецкая школа неподалеку от Суздальских озер.

Север Петербурга, Озерки, Гражданка

3. Фриденталь
Еще до появления колоний на севере города немцы активно селились к югу от Петербурга, в частности в Царском селе, куда стали переезжать жители германских княжеств еще в середине XVIII века. Здесь, с 1870-х годов германские колонисты стали заниматься огордничеством, а заодно и сдавать в наем свои угодья под дачи: когда городские власти прознали об этом, немцам предложили выкупить участок, и они бы сделали это, но война не дала этим планам претвориться в жизнь. В 1914 году колонию упразднили, но немцы спокойно дожили до Великой отечественной, после чего их тоже выслали на восток.

Царское Село, Софийский бульвар и Московское шоссе

4. Дворец принца Ольденбургского
Род Ольденбургских был одним из самых влиятельных в Петербурге, а его представители оказали большое влияние, в частности, на развитие российской юриспруденции. Один из главных адресов этой династии в Петербурге — нынешнее здание Университета культуры и искусств.

До 1770-х годов тут находилось здание театра, в котором постоянно выступала итальянская труппа: на ее выступления, как правило, ходили придворные Елизаветы Петровны. После смерти императрицы и отъезда итальянцев здание работы Растрелли снесли, а в 1784 — 1787 годах тут построили дом для Ивана Бецкого, который тут проводил занятия для воспитанников своих учебных заведений, а также постепенно собирал коллекцию произведений искусства. Там же жил Иван Крылов, который открыл в здании типографию и печатал свои журналы.

Второе название дом получил, когда в него в 1830 году заселился принц Петр Ольденбургский. При нем архитектор Стасов надстроил и реконструировал здание. Его сын, Александр Ольденбургский, продал здание Временному правительству за крупную по тем временам сумму (1,5 миллиона рублей).

Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 2

5. Дом Бисмарка
Особняк Стенбок-Ферморов, построенный еще в XVIII веке — петербургский адрес Отто фон Бисмарка, который работал с 1859 по 1862 года прусским посланником при дворе.

Будущий Железный Канцлер просто утопал здесь в роскоши. Сняв помещения за немалую по тем временам цену — 7000 рублей в год — он выписал из Германии свою резную мебель, на Бисмарка работало несметное число слуг. Но будущий канцлер объединенной Германии вскоре покинул Северную столицу: его ждали большие дела на родине.

Санкт-Петербург, Английская набережная, 50

6. Смоленское лютеранское кладбище
Большинство знаменитых петербургских немцев похоронено именно тут. В XVIII–XIX веках же здесь хоронили многих архитекторов и деятелей искусства, работавших в России и тут скончавшихся (вроде архитектора Тома де Томона).

Но после октябрьской революции надгробия перенесли в некрополь Александро-Невской лавры, где организовали Музей городской скульптуры, и кладбище пришло в запустение. До сих пор многие склепы находятся в полуразрушенном состоянии: за ними просто некому ухаживать. Среди прочих, здесь похоронены математик Эйлер, первый директор Царскосельского лицея Энгельгардт, отец академика Капицы с семьей, дипломат Ламсдорф, канцлер Ниссельроде, основатель Одессы Дерибас, первый глава еще царского Российского футбольного союза Макферсон.

Санкт-Петербург, между переулком Декабристов и набережной реки Смоленки

7. Лютеранская церковь святого Петра
Немецкой общине кусок земли возле Невского принадлежал еще с петровских времен (рядом, кстати, селились шведы и финны), но большой собор в неоготическом стиле тут построили только в начале XIX века. Автором проекта лютеранской церкви святых Петра и Павла стал Александр Брюллов, брат великого художника. Сам Карл Брюллов участвовал в росписи помещений этого здания, которое открылось для прихожан в 1838 году.

Через 50 лет его перестроили, а еще через 50 — окончательно закрыли, переоборудовав сперва в овощной склад, а потом — в бассейн. Лютеране заполучили церковь обратно только в 1990-е годы, теперь тут можно бесплатно послушать органные концерты.

Санкт-Петербург, Невский проспект, 22-24

8. Аптека доктора Пеля
Немец Пель держал аптеку с 1850 года, занимался тут химическими опытами и был официальным поставщиком лекарств при императорском дворе. Во дворе дома была построена химическая лаборатория. Легендарная «Башня грифонов», о которой рассказывают страшные истории – на самом деле, труба этой лаборатории. После смерти Василия Васильевича аптекарское дело продолжил его сын, а в дальнейшем аптекой владели его внуки и правнуки.

После революции при аптеке перестала функционировать лаборатория, а чуть позже и фабрика. Аптека сменила название, и стала именоваться «Андреевской» — по ее расположению против Андреевского рынка. Во времена войны аптека также функционировала, даже несмотря на то, что в здание во время блокады попал снаряд. Аптека закрылась лишь в 2005 году. Виной тому стал пожар. В 2010 году старейшую аптекарскую лавку в городе отреставрировали, и уже в марте 2010 года она вновь стала принимать покупателей. С 2011 года в аптеке стали проводить экскурсии, и она ежегодно принимает участие в программе «Ночь музеев».

Санкт-Петербург, 7-я линия В.О, 16

9. Петришуле (Петершуле)
Рядом с лютеранской кирхой расположилась главная немецкая гимназия Петербурга, где учились и посольские дети, и сыновья обычных германских подданных. Кроме того, здесь же начинал учебу знаменитый Даниил Хармс. Правда учился он здесь весьма не долго. Свое образование писатель получил в обычной трудовой школе.

Санкт-Петербург, Невский проспект, 22-24

10. Севкабель
Раньше этот завод принадлежал знаменитой немецкой фирме «Сименс и Гальске» (да-да, тем самым Сименсам). Именно она имеет непосредственное отношение к развитию электричества и коммуникаций в Петербурге. В частности, они проложили первый кабель между столицей и Кронштадтом, фактически положив начало междугородней связи в Российской Империи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.