Архитектор Владимир Щуко

   Владимир Алексеевич Щуко родился 5 июля 1878 года в Берлине в семье отставного военного. Вскоре семья вернулась в Россию и обосновалась в Тамбове. Мальчик получил образование в тамбовском реальном училище и тогда же начал заниматься рисованием и живописью. В 1896 году юноша приехал в Петербург, где поступил вольнослушателем в Академию художеств. Уже через полгода он был зачислен на первый курс архитектурного отделения. Щуко учился в мастерской Леонтия Николаевича Бенуа — одного из крупнейших зодчих того времени, человека широких взглядов и большой профессиональной культуры. Мастерская Бенуа была ведущей мастерской Академии конца XIX — начала XX века. Леонтий Николаевич умел внушить студентам серьезное отношение к проблемам зодчества, развивал в них способность к самостоятельному мышлению, никогда не навязывая своих вкусов. Одновременно с архитектурой Владимир Щуко учился живописи в мастерской И. Е. Репина, который рекомендовал молодому человеку целиком посвятить себя живописи. Занятия изобразительным искусством развили глаз и руку юноши.

null

   С 1902 года для изучения древнего русского зодчества в учебную программу Академии были введены поездки по старинным городам центральной и северной России. В 1903 году в такую поездку отправился и Щуко. В его маршруте были Псков, Новгород, Ярославль, Белозерск. В 1904 году за дипломный проект Щуко получает золотую медаль, что, по давней академической традиции, дает право на пенсионерскую поездку за границу, за время которой лучшие выпускники Академии совершенствовались, изучая подлинные антики. Щуко посетил Стамбул, Афины, Рим, Венецию и Флоренцию. Результатами поездки была выставка пенсионерских работ, которая имела такой успех, что автор получил разрешение на вторую командировку. В Академии это случалось крайне редко. На этот раз Щуко ограничил свой маршрут только Италией, подолгу задерживаясь в Мантуе, Венеции, Риме. Знакомство с архитектурным наследием эпохи Возрождения завершило формирование творческой личности молодого архитектора. В 1907 году он возвратился в Петербург.

   Архитектура первых крупных строений молодого зодчего ярко продемонстрировала его творческий метод. Этот метод заключался в том, что, по новому используя приемы и формы классической архитектуры, Щуко придавал современному сооружению величие и выразительность. Зодчий становится одним из самых характерных мастеров нового архитектурного направления — неоклассицизма. Его первые крупные сооружения — два жилых дома на Каменноостровском проспекте (дома 63 и 65), выполнены именно в этом стиле. Оба здания принадлежали военному инженеру К. В. Маркову, который принимал участие в их проектировании. В доме 65 была квартира самого архитектора, а в мансарде этого же дома располагалась его творческая мастерская, где архитектор начал передавать свои знания молодому поколению. Одновременно с этим Щуко преподает в Женском политехническом институте, где ведет курс архитектурного рисования и декоративной композиции, а с 1913 года возглавляет Женские архитектурные курсы, впоследствии преобразованные в Архитектурный институт. Ректором этого института Щуко был до 1926 года.

   По проектам зодчего в 1911 года в Турине и Риме были построены два павильона для Международной выставки в Италии. В том же году Академия художеств по представлению Л. Н. Бенуа, Г. И. Котова и Ф. Г. Бернштама присудила Щуко звание профессора архитектуры — «за известность на художественном поприще». В 1914 году по проекту архитектора была выполнена отделка одного из помещений библиотечного комплекса Академии художеств — Памятного зала. Революция, грянувшая в России, надолго прекратила практическую деятельность русских архитекторов. В 1918 году при Наркомпросе был учрежден архитектурно-строительный отдел, в число сотрудников которого вошел и Щуко. В том же году собрание Академии избрало его на должность профессора Высшего художественного училища по архитектурному отделению. К преподавательской работе в Академии зодчий приступил в 1920 году и вел ее девять лет.

   К проектной работе архитектор вернулся только в 1922 году. Год спустя по совместному проекту Щуко и Гельфрейха были построены пропилеи Смольного — один из первых памятников советской архитектуры в нашем городе. По проекту архитекторов ансамбль был дополнен сооружением памятника В. И. Ленину, выполненного скульптором В. В. Козловым. Творческий «тандем» архитекторов продолжился возведением у Смольного собора памятников К. Марксу и Ф. Энгельсу. Памятник В. И. Ленину по проекту архитекторов был установлен и у Финлянского вокзала (скульптор С. А. Евсеев). В 1920-х годах имя В. А. Щуко приобретает всесоюзную известность. Он участвует в многочисленных конкурсах, выполняет крупные заказы. Вплоть до 1934 г. из его мастерской выходят десятки проектов общественных зданий для Москвы, Харькова, Ростова-на-Дону, Тулы, Киева и других городов.


Единственное в мире театральное здание в стиле конструктивизма — здание Ростовского академического театра драмы имени М.Горького.

   В 1930-е годах Щуко стал одним из ведущих зодчих нашей страны. Он был одним из организаторов Союза советских архитекторов в 1932 году. В 1934 году архитектор переехал в Москву, а в 1939 умер, активно работая до последнего дня.


Проект Дворца Советов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.