Архитектор Петр Еропкин

Петр Михайлович Еропкин родился в 1689 году. Он принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Родоначальником дворян Еропкиных считается Иван Евстафьевич Еропка, потомок князя Ростислава Смоленского. С раннего детства мальчик отличался большими способностями к наукам и рисованию, но, по обычаям того времени, он был определен на военную службу. Царь Петр I внимательно присматривался к талантам молодых дворян. В 1716 году он повелел отобрать 20 способных молодых людей для отправки на обучение за границу. В их число попал и Петр Еропкин. Он был направлен в Рим для изучения архитектурного искусства, рисования, философии и итальянского языка. Вместе с другими пенсионерами Еропкин отплыл в Амстердам, а оттуда в Италию. Первым итальянским городом, который посетил Еропкин, был Ливорно. Там он прожил полгода, обучаясь итальянскому языку, собирая литературу по архитектуре. Затем Еропкин отправился в Рим. Путь его лежал через Венецию и Флоренцию. Молодого человека поразила красота этих городов, умение итальянских мастеров оформлять центры площадей фонтанами и монументами. Особое восхищение у него вызвала Венеция. В Риме практическими занятиями Еропкина руководил архитектор Себастиан Чиприани. Будущий зодчий с благоговением изучал великие творения итальянских мастеров, штудировал трактаты Виньолы и Палладио. Еропкин и его коллега Усов были первыми русскими людьми, получившими архитектурное образование в Италии. Вероятно, кроме Голландии и Италии архитектор побывал и во Франции, так как свободно владел французским языком.

В 1724 году Еропкин вернулся в Петербург. Петр I был очень доволен его успехами. Еропкин был единственным среди русских зодчих, кто с самого начала своей деятельности именным указом царя был удостоен звания архитектора с присвоением чина подполковника. В январе 1725 году зодчий получил звание полковника. После смерти Петра I архитектор отправляется в Москву, где строит три триумфальные арки для коронации нового императора — Петра II. В Москве же произошла его встреча с Артемием Волынским. Вскоре, помимо дружеских, их отношения стали родственными. Волынский женился на сестре Еропкина.

При Анне Иоанновне Еропкин становится главным архитектором, без разрешения которого в Петербурге ничего не строилось. Петербург быстро рос, увеличивалось его население, возрастало и значение города в жизни России и Европы. Городская территория нуждалась в рациональной организации, и первые шаги в этом направлении были сделаны в 30-х годах XVIII века. В 1737 году правительственный указ возвестил об образовании Комиссии о Санкт-Петербургском строении, которую возглавили русские градостроители П. М. Еропкин и И. К. Коробов. Главной задачей комиссии было «…показать улицы и места… в какой пропорции… где публичным площадям быть». С размахом, удивившим современников, зодчие разработали единую планировочную структуру Петербурга, четкую, ясную и очень удобную. От башни Адмиралтейства к городским окраинам устремились три прямых луча-проспекта: Невский, Вознесенский и Средняя першпектива (Гороховая улица). Их пересекали несколько кольцевых магистралей, в том числе и естественные водные пути — Мойка, Фонтанка и Екатерининский канал. В местах пересечения намеченных Комиссией улиц должны были возникнуть просторные площади. Но трехлучевая система была только скелетом, основой городского организма. Чтобы превратиться из схемы в живую реальность, ей нужно было обрасти «плотью» архитектурных ансамблей. Время этому пришло лишь много лет спустя.
Совместно с Михаилом Земцовым Еропкин составил первый в России архитектурно-строительный трактат «Должность архитектурной экспедиции», в котором были четко расписаны права и обязанности архитекторов. Кроме этого Еропкин перевел на русский язык труды Палладио, снабдив их своими комментариями. Все это характеризует зодчего не только как талантливого архитектора, но и как крупного теоретика архитектуры того времени.

Кабинет-министр Волынский, попавший к тому времени в опалу, стремясь восстановить свое влияние на царицу, предложил устроить «ледовую свадьбу» шутов Анны Иоанновны. По проекту Еропкина был построен дворец из ледяных блоков, известный как Ледяной дом. Праздник императрице понравился, но Волынскому это не помогло. Вскоре по доносу он был арестован. Его обвинили в заговоре и подготовке государственного переворота. В числе других был арестован и его родственник Петр Еропкин. Участники заговора были подвергнуты пыткам и приговорены к казни. 27 июня 1740 году на Сытном рынке близ Петропавловской крепости состоялась казнь. Трупы казненных без церковного обряда были захоронены у ограды Сампсониевской церкви. Их имущество было конфисковано, а обширную библиотеку Еропкина передали в Академию наук.

До наших дней дошла одна постройка, к которой архитектор приложил руку. Ропшинский дворец.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.