В начале 1960-х годов стало понятно, что транспортная ситуация на площади Восстания кране напряжённая. Уже тогда поток автомобилей по Невскому составлял 1800 автомобилей в час в одном направлении, по Лиговскому — 1500 автомобилей. Поэтому было принято решение реконструировать площадь Восстания, построив специальный тоннель для трамвая и безрельсового транспорта, движущихся по Лиговскому проспекту.
Тоннель пректировался длинной около 300 метров, шириной — 22,5 метра. Напротив вокзала планировалось устроить трамвайную остановку, которая соединялась бы подземным переходом с уже имеющимися пешеходными тоннелями на территории Московского вокзала.
Авторами этого проекта были член-корреспондент Академии строительства и архитектуры СССР А.И.Наумов, архитектор В.Ф.Назаров, инженеры В.М.Немзер и М.А.Пиир.
В ходе подготовки проекта был всесторонне изучен зарубежный опыт. Вот что писал один из авторов тоннеля инженер М.А.Пиир: «Экономическая и эксплуатационная эффективность линий подземного трамвая весьма высока. Это подтверждается практикой эксплуатации подземных участков трамвайных путей в Вене, Будапеште, Брюсселе, Филадельфии, Бостоне. В ряде городов, например, Бостоне, Филадельфии, Вашингтоне и Милане, подземные линии трамвая строятся даже при наличии метрополитена».
Отказываться от трамвая никто не собирался, так как именно трамвай обладет максимальной среди всех видов наземного транспорта провозной способностью — 15-20 тыс. пассажиров в час в одном направлении.
Кстати, обратите внимание, что в проекте реконструкции площади Восстания предполагалось снести здания на месте, где сейчас находится знаменитая «яма». Здесь должна была быть организована автостоянка на 300 автомобилей. И еще в одном месте трамвай должен был уйти под землю: на Садовой улице, где длинна тоннеля вообще предполагалась около 2,5 км. К сожалению, эти замечательные транспотрные проекты так и не были реализованы.