Конки на Невском проспекте

Первые конки появились в США еще в 1832-м году. Но до Петербурга новый вид транспорта добрался только через тридцать лет. 21 сентября 1862 года был утвержден устав 1-го Товарищества конно-железных дорог. Его учредителями были генерал-адъютант граф Адлерберг, действительный статский советник граф Строганов, гвардии полковник Дитмар и севастопольский купец 1-й гильдии Каншин. К 1863-му году были построены первые три линии.

Газета «Северная Пчела» сообщала: «Товарищество железно-конной дороги открыло, наконец, свои действия. В воскресенье 1 сентября после молебствия, в 3 часа, двинулся от церкви Благовещения (у Николаевского моста) первый пассажирский поезд, состоящий из двух вагонов. Вслед за ним началось уже правильное движение через каждые полчаса от вокзала Николаевской железной дороги к Дворцовому мосту и обратно. Вагоны очень хороши и просторны; езда спокойна, цены умеренны — 5 коп. внутренние места и 3 коп. — наружные. Прислуга и кучер одеты чисто и опрятно. Лошади сильны и здоровы. Проезд в один конец совершается в четверть часа со всеми остановками, назначенными для приема пассажиров, — раз восемь».

Впрочем, надо отметить, что вагоны были не столь уж и удобны. Серьезным недостатком было отсутствие лестницы на империал. Вместо нее были ступеньки на отвесной стенке вагона, так что поднимающийся наверх рисковал получить по голове ногой спускающегося вниз. Вероятно, именно такая конструкция вагона повлекла за собой запрет для женщин ездить на империале.

Рельсы конок были весьма несовершенными, желобков для колес тогда еще не придумали, путь был замощен булыжником, шедшим вровень с рельсами. Иногда, особенно на поворотах, конка грохотала прямо по камням, что создавало довольно неприятные ощущения пассажирам.

В первые же месяцы выяснилось, что линии работают в убыток, поскольку являются слишком короткими (общая длина их составляла всего восемь верст). Товарищество обратилось с прошением о продолжении существующих и устройстве новых линий. Однако комиссия при Городской думе ответила: «Конно-железные дороги действительно облегчают сообщение, особенно для недостаточных обывателей столицы, но другая часть столичного населения, комиссией признанная наиболее значительною, не пользуется этим сообщением, а терпит от оного весьма существенные неудобства». К комиссии присоединился и губернатор Петербурга, заявив: «С своей стороны я вполне разделяю мнение Общей думы, что существующие в здешней столице конно-железные дороги представляют столь значительные неудобства, что дальнейшее распространение оных допущено быть не может».

Убыточную компанию продали в 1875-м году лондонской фирме «Э. Эрлангер и Ко», а по окончанию срока концессии, в 1898 году, дорога перешла в собственность города.

А в 1907 году конку стало вытеснять новое техническое новшество — трамваи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.