Князь-Владимирский собор – один из самых любимых храмов петербуржцев. В начале 18 века на месте собора была построена небольшая мазанковая церковь, которая официально называлась Успенской, а в народе больше была известна как “Успение на Мокрушах”, поскольку находилась в болотистой местности.
Уже к 30-м годам 18 века эта церковь обветшала, и в 1740 году на ее месте по приказу императрицы Анны Иоанновны архитектор М. Земцов начал возводить новый каменный храм. Смерть императрицы приостановила строительство собора. В 1766 году завершить сооружение храма было поручено архитектору А. Ринальди. Был разработан новый проект, по которому планировалось возвести не одноглавую церковь, а пятиглавую, согласно древнему российскому обычаю. Пожар помешал воплотить эту идею в жизнь, и строительство храма вновь было приостановлено до 1782 года. По преданию, императрица Екатерина Великая однажды увидела недостроенный храм, и это зрелище настолько возмутило ее, что она приказала немедленно возобновить работы. Строительством заведовал архитектор И. Старов. Храм был закончен к 800-летней годовщине принятия на Руси христианства, а 1 октября 1789 года был освящен главный алтарь собора во имя святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Киевской Руси.
Князь-Владимирский собор признан одним из шедевров храмовой архитектуры екатерининской эпохи. Пятикупольное здание с 57-метровой колокольней восхищает четкостью пропорций и изяществом силуэта. Внутри храма нет росписей, кроме изображения четырех Евангелистов, которые, по одной из версий исследователей, могут принадлежать кисти К. Брюллова. Собор украшен копиями с картин “Оплакивание Христа” Паоло Веронезе и “Преображение” Рафаэля, размещенными на западной стороне храма. Ранее в соборе находилась Казанская икона Божьей Матери, которая считается чудотворной. 3 июля 2001 года она была возвращена на свое историческое место – в Казанский кафедральный собор, а в Князь-Владимирском соборе на ее месте теперь находится великолепно выполненная копия. Справа от нее расположен храмовый образ святого князя Владимира. Иконостас собора, выполненный в стиле ампир, является шедевром художественной резьбы по дереву. В алтаре расположена большая композиция “Святая Евхаристия” – копия росписи Киевского Владимирского собора кисти В. Васнецова. Еще одно украшение храма – большой запрестольный образ-витраж Спасителя, исполненный в 1910 году.
В 1845 году,по указу императора Николая I, Князь-Владимирский собор был сделан храмом Кавалеров Ордена Святого Князя Владимира всех степеней. Знак Ордена находится над главным входом в собор. Девиз ордена – “Польза, честь и слава”.
Князь-Владимирский собор был одним из немногих храмов города, который действовал во время Второй мировой войны и блокады. Многие жители города черпали здесь силы и надежду в самые страшные для Петербурга дни. Сюда передавались ценные иконы из закрывающихся храмов: так, с 1935 года в Князь-Владимирском соборе хранится копия главной святыни Киево-Печерской лавры – иконы Успения Божьей Матери, переданная в храм из закрытого подворья лавры в Санкт-Петербурге. Еще одна реликвия собора – Берлинское напрестольное Евангелие 1689 года в драгоценном окладе, пожертвованное самой императрицей Елизаветой Петровной.
Легенды и мифы
Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда чудотворная Казанская икона Божьей Матери находилась в Князь-Владимирском соборе. Ходят легенды, будто, когда русские войска готовились к прорыву блокады, был дан приказ вынести икону из собора, отвезти ее на фронт и пронести по всем воинским частям, несмотря на принципы атеизма, распространявшиеся в советском государстве. Верующие люди полагают, что именно чудотворная икона помогла советским войскам в январе 1944 года.