Мраморный дворец

Имя этого архитектурного памятника придумалось, можно сказать, само собой – в самом деле, как еще назвать дворец, при строительстве которого было использовано 32 различных вида мрамора.

Архитектором этого «мраморного ассорти» был А. Ринальди, строивший его по распоряжению Екатерины II для ее фаворита графа Григория Орлова, а скульптуры, украсившие фасад дворца, выполнил известный скульптор Ф. И. Шубин. Однако пожить в своем новом дворце Орлову так и не удалось – здание строилось очень долго, и он умер незадолго до окончания его отделки. Екатерина выкупила дворец у наследников Орлова, а перед смертью подарила его своему внуку великому князю Константину Павловичу, брату Александра I и Николая I. А когда Константин отрекся от российского престола в пользу Николая I и навсегда поселился за границей, Мраморный дворец снова перешел в императорскую казну. После этого у дворца было еще два владельца по имени Константин – второй сын Николая I Константин Николаевич и его внук Константин Константинович, президент Российской Академии наук и известный поэт Серебряного века. Такое количество хозяев с одинаковыми именами привело к тому, что у Мраморного дворца появилось второе, неофициальное название – Константиновский, хотя в пригороде Петербурга Стрельне в то время уже существовал другой дворец, также носящий это имя.

При Константине Николаевиче в Мраморном дворце был проведен капитальный ремонт, которым руководил архитектор А. П. Брюллов. Он постарался сохранить прежнее расположение залов и комнат дворца, но все интерьеры оформил заново. Константин Константинович внес в планировку дворца более существенные изменения: перед тем, как переехать в него, он приказал переделать почти весь первый этаж здания. Так в Мраморном дворце появились библиотека, английский кабинет и готическая музыкальная гостиная. В этой гостиной новый владелец устраивал музыкальные вечера и ставил любительские спектакли, так что вскоре Мраморный дворец стал одним из центров светской и культурной жизни Санкт-Петербурга. В нем можно было увидеть большую коллекцию живописи и скульптуры, собранную великим князем Константином Константиновичем.

В Советскую эпоху Мраморный дворец был занят различными государственными учреждениями и общественными организациями, а затем в нем был открыт Музей В. И. Ленина. Часть хранившихся в Мраморном дворце коллекций поступила в фонды Эрмитажа и других музеев, но немало предметов искусства было безвозвратно утрачено. Лишь в начале «перестройки» дворец отреставрировали, возвратив его помещениям их первоначальный вид. Перед главным входом в Мраморный дворец был установлен памятник Александру III работы скульптора П. П. Трубецкого, который в начале 20 века находился на Знаменской площади.

В настоящее время Мраморный дворец является филиалом Русского музея. В нем работает постоянная экспозиция работ иностранных художников и скульпторов, а также проводятся временные выставки современного искусства.

Адрес: Миллионная ул., 5 (Дворцовая наб., 6)
Телефон (музея): (812) 312-9196, 312-9054
Время работы (музея): 10:00-15:00 (понедельник), 10:00-18:00 (среда-воскресенье)
Выходные дни (музея): вторник
Станция метро: Невский проспект, Гостиный двор, Адмиралтейская

Легенды и мифы:

Несмотря на то, что граф Г. Орлов не успел пожить в построенном для него Мраморном дворце, в Петербурге ходили слухи, что еще до окончания строительства он тайно встречался с Екатериной II в этом здании. Говорили, что для своих тайных свиданий с фаворитом императрица даже приказала сделать в Мраморном дворце маленькую потайную дверь, чтобы в него можно было войти незамеченной со стороны Мраморного переулка. Впрочем, если Екатерина и Григорий Орлов и встречались в Мраморном дворце, то входили они в него скорее всего через парадный вход, потому что никаких потайных дверей реставраторы в этом здании не обнаружили.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.